Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества

Потанина, Л.Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника: дис. д-ра наук: 19.00.07 / Потанина Лейла Тахировна. – М. – 2015. - 485 с.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук

Научная специальность

19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки)

Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника

  • Содержание дисссертации
  • Публикации (ВАК)
  • Публикации
  • Процедура
  • En

Обсуждение названия диссертации:

Тема утверждена

Заключение организации, в которой выполнена диссертация

http://www.psycdigest.ru/articles/pdf/dissertation/Potanina_LN_zakl_kaf.pdf

Решение диссертационного совета

На заседании 17 апреля 2015 года диссертационный совет Д 501.001.11 на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» принял решение присудить Потаниной Лейле Тахировне ученую степень доктора психологических наук по специальности 19.00.07 — Педагогическая психология (психологические науки).

Научный консультант

Ильясов Ислам Имранович

Место работы и должность научного консультанта в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Ильясов Илья Имранович – доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»

Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Слободчиков Виктор Иванович – доктор психологических наук, профессор; член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства РАО»

Григорович Любовь Алексеевна – доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры педагогической психологии и методики преподавания ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»

Мосунова Людмила Александровнадоктор психологических наук, доцент; заведующий кафедрой издательского дела и редактирования ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Текст автореферата

Потанина, Л.Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника: автореф. дис. д-ра наук: 19.00.07 / Потанина Лейла Тахировна. – М. – 2015. - 43 с.

Текст диссертации

http://www.psycdigest.ru/articles/pdf/dissertation/Potanina_LT_diss.pdf

Диссертационный совет, в который представлена диссертация

Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 501.001.11 на базе МГУ имени М.В. Ломоносова (работал до сентября 2017 года)

Организация, в которой выполнено диссертационное исследование

Московский государственный областной университет

Место работы соискателя при представлении диссертации в диссертационный совет

Московский государственный областной университет

Должность соискателя при представлении диссертации в диссертационный совет

доцент кафедры педагогики и психологии факультета психологии

Ведущая (оппонирующая) организация

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова

Видеозапись защиты диссертации

http://www.psy.msu.ru/science/autoref/doc/potanina.html

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК

1. Потанина, Л. Т. «Восхождение» к смыслам как сущность нравственного развития / Л. Т. Потанина // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 4. – С. 261–270 (0,62 п.л. / 0,62 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,128].

2. Потанина, Л. Т. Эмпирическое исследование уровней сформированности образно-символического языка у педагогов / Л. Т. Потанина, И. И. Ильясов // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 2. – С. 61–66 (0,6 п.л. / 0,48 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,302].

3. Потанина, Л. Т. Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности / Л. Т. Потанина, А. Н. Гусев // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 30–40 (0,8 п.л. / 0,6 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,743].

4. Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. – 2011. – № 2. – С. 85–90 (0,6 п.л. / 0,6п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].

5. Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на разных этапах онтогенеза / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. – 2011. – № 4. – С. 69–76 (0,57 п.л. / 0,57 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].

6. Потанина, Л. Т. Средства и условия развития ценностно-смысловой сферы личности школьника / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. – 2012. – № 1. – С. 67–73 (0,5 п.л. /0,5 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].

7. Потанина, Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника / Л. Т. Потанина // Вестник ЗабГУ. Сер. Педагогика и психология. – 2012. – № 11 (90). – С. 38–44 (0,53 п.л. / 0,53 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,052].

8. Потанина, Л. Т. Воспитательный потенциал образно-символического мышления / Л. Т. Потанина // Знание, понимание, умение. – 2008. – № 1. – С. 89–94 (0,42 п.л. / 0,42 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,462].

9. Потанина, Л. Т. Роль образно-символического мышления в развитии ценностно-смысловых образований личности / Л.Т. Потанина // Акмеология. – М., 2007. – Т. 3. – С. 132–135 (0,28 п.л. / 0,28 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,162].

10. Потанина, Л. Т. Изучение уровней сформированности образно-символического языка у педагогов / Л. Т. Потанина, И. И. Ильясов // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. – 2010. – № 2. – С. 80–85 (0,68 п.л. / 0,496 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].

11. Потанина, Л. Т. Этические студии в работе классного руководителя // Л. Т. Потанина, М. В. Охапкина, Г. Г. Филиппова // Классный руководитель. – 2000. – № 1. – С. 17–23 (0,4 п.л. / 0,3 п.л.).

12. Потанина, Л. Т. Диагностика нравственной сферы личности школьника: опыт эмпирического исследования / Л. Т. Потанина // Вестник Университета (Государственный университет управления). Сер. Психология. – 2012. – № 14. – С. 272–278 (0,6 п.л. / 0,6 п.л.).

13. Потанина, Л. Т. Образно-символический язык как средство развития системы ценностей школьника / Л. Т. Потанина // Знание, понимание, умение. – 2009. – № 2. – С. 73–78 (0,4 п.л. / 0,4 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,462].

14. Потанина, Л. Т. Использование средств образно-символического мышления с целью развития нравственной сферы личности школьника / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. – 2012. – № 4. – С. 100–106 (0,6 п.л. / 0,6 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].

15. Потанина, Л. Т. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности школьника: опыт эмпирического исследования / Л. Т. Потанина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 1 (29). – С. 195–206. (0,6 п.л. / 0,6 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,132].

16. Потанина, Л. Т. Исследование влияния средств образно-символического мышления на развитие ценностно-смысловой сферы личности старшего школьника / Л. Т. Потанина // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. –2013. – № 3. – С. 96–103 (0,6 п.л. / 0,6 п.л.). [Импакт-фактор РИНЦ – 0,129].

17. Потанина, Л. Т. Традиции использования образно-символического мышления в истории человечества / Л. Т. Потанина // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. Гуманит. науки и образование. – 2013. – № 3 (13). – С. 93–100 (0,7 п.л. / 0,7 п.л.).

18. Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника в предметной деятельности средствами образно-символического мышления / Л. Т. Потанина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 4 (14). – С. 133–141 (0,8 п.л. / 0,8 п.л.).


Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования

Монография:

19. Потанина, Л. Т. Образно-символическое мышление и развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: моногр. / Л. Т. Потанина. – М.: Изд-во МГОУ, 2013. – 235 с. Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Ильясов И.И., доктор психологических наук, профессор Шульга Т.И. (14,7 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия:

20. Потанина, Л. Т. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – Смоленск: СОИУУ, 1995. – 103 с. (6,4 п.л. / 0,25 п.л.).

21. Потанина, Л. Т. Философия жизни в школе / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Новая школа, 1994. – 48 с. (3 п.л. / 0,1 п.л.).

22. Потанина, Л. Т. Собранье пестрых дел / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – 4-е, Изд. перераб., доп. – Смоленск: СОИУУ, 1996. – 136 с. (8,5 п.л. / 0,25 п.л.).

23. Потанина, Л. Т. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Новая школа, 1998. – 208 с. (13 п.л. / 0,25 п.л.).

24. Потанина, Л. Т. Краткий справочник по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Новая школа, 1997. – 76 с. (4,75 п.л. / 0,1 п.л.).

25. Потанина, Л. Т. Уроки Добра и Красоты / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина. – Смоленск: СОИУУ, 1995. – 103 с. (6,43 п.л. / 0,8 п.л.).

26. Потанина, Л.Т. Символика поведения / Л. Т. Потанина, Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое о-во России, 2001. – 96 с. (6 п.л. / 5 п.л.).

27. Потанина, Л. Т. Обучение в процессе воспитания школьника: руководство для заместителя директора школы по учебному процессу / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Центр «Пед. поиск», 2011. – 160 с. (10 п.л. / 0,5 п.л.).

28. Потанина, Л. Т. Нравственное развитие личности в новой школе: / Л. Т. Потанина. – М.: Изд-во МГОУ, 2014. – 96 с. (6 п.л.).

Научные публикации в других изданиях

29. Потанина, Л. Т. Общение без слов / Л. Т. Потанина // Воспитание школьников. – 1994. – № 1. – С. 11–14. (0,4 п.л.).

30. Потанина, Л. Т. На каком языке говорит учитель? / Л. Т. Потанина // Народная школа. (Чебоксары) – 1994. – № 4. – С. 21–24 (0,4 п.л.).

31. Потанина, Л. Т. Образно-символическое мышление как фактор развития личности / Л. Т. Потанина // Этическое воспитание. – 2004. – № 5. – С. 5–9 (0,4 п.л.).

32. Потанина, Л. Т. Художественный образ и его роль в становлении ценностно-нравственной структуры личности / Л. Т. Потанина // Этическое воспитание. – 2004. – № 1. – С. 9–16 (0,4 п.л.).

33. Потанина, Л. Т. Развитие личностно-смысловой сферы личности / Р. П. Король, Л. Т. Потанина // Этическое воспитание. – 2005. – № 4. – С. 17–26 (0,43 п.л. / 0,3 п.л.).

34. Потанина, Л. Т. Деятельность классного руководителя по созданию психологически безопасной образовательной среды в ученическом коллективе / Л. Т. Потанина // Экспертиза психологически безопасной образовательной среды (Информ.-метод. бюлл. Гор. эксперимент. площадки 2-го уровня). – М.: Экон-Информ, 2009. – № 5. – С. 35– 40 (0,46 п.л.).

35. Потанина, Л. Т. Развитие образно-символическое мышления как составляющая педагогического мастерства / Л. Т. Потанина, И. А. Зубкова, В. В. Кабанова // Экспертиза психологически безопасной образовательной среды (Информ.-метод. бюлл. Гор. эксперимент. площадки 2-го уровня). – М.: Экон-Информ, 2010. – № 7. – С. 62– 67 (0,5 п.л.)

36. Потанина, Л. Т. Развитие системы ценностей личности школьника средствами образно-символического мышления как условие психологической безопасности / Л. Т. Потанина // Экспертиза психологически безопасной образовательной среды (Информ.-метод. бюлл. Гор. эксперимент. площадки 2-го уровня). – М.: Экон-Информ. – 2010. – № 6. – С. 35–40 (0,4 п.л.).

37. Потанина, Л. Т. Подготовка учителей к развитию ценностно-смысловой структуры личности средствами образно-символического мышления / Л. Т. Потанина // 125 лет Моск. психол. о-ву: Юбил. сбн. РПО: в   4-х т. – М.: Макс Пресс, 2011. – Т. 4 – С. 41–43 (0,2 п.л.).

38. Потанина, Л. Т. О роли образно-символического мышления в структуре образовательного процесса: от решения задач на смысл к формированию смысловой одаренности / Л. Т. Потанина // Одаренность: от теории к практике: сб. науч. ст. – Тверь: ГБОУ ДПО ТОИУУ, 2012. – С. 5–10 (0,4 п.л.).


Дата размещения автореферата: 17.01.2015

Дата рассылки автореферата: 16.01.2015

Дата подачи заявления соискателем в диссертационный совет о принятии диссертации к рассмотрению: 24.06.2014

Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 17.01.2015

Дата размещения текста диссертации на сайте Научно-консультативного совета: 17.01.2015

Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 17.04.2015

Фактическая дата защиты диссертации: 17.04.2015


Author: unknown