Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества

Вислова, А.Д. Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской республики) : дис. докт. наук: 19.00.13 / Вислова Аминат Даняловна – М. – 2016. – 420 с.

Автор: Вислова Аминат Даняловна

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук

Научная специальность

19.00.13 - Психология развития, акмеология (психологические науки)

Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской республики)

  • Содержание дисссертации
  • Публикации (ВАК)
  • Публикации
  • Процедура
  • En

Обсуждение названия диссертации:

Тема утверждена

Научная новизна (из автореферата)

1. В развитии теории толерантности впервые реализован возрастно-психологический подход к изучению проблемы формирования толерантных установок в межличностных отношениях, которые являются психологическими состояниями готовности к позитивному восприятию индивидуальных и культурных различий между людьми, а также механизмами регуляции общения и взаимодействия, что нашло выражение в значимости различных контекстов социальной ситуации развития в становлении толерантности на разных этапах онтогенеза. 2. Разработан инструментарий изучения установок толерантности в межличностных отношениях (анкета для изучения отношения детей и подростков к «своим» и «чужим», опросник для изучения отношения подростка к «близким» и «далеким» Другим, анкета для изучения характера восприятия «знакомых» и «незнакомых» Других на генетически ранних этапах развития, анкета для изучения особенностей восприятия различий между людьми детьми разного порядка рождения, шкала измерения установок толерантности в межличностных отношениях). 3. Раскрыты макро- и микросоциальные условия, обусловливающие особенности развития толерантности личности в Кабардино-Балкарии. Предложена модель социальных факторов, актуализирующих толерантность в межличностных отношениях, составными компонентами которой являются: cоциально-политическая стабильность, соблюдение гражданских прав и свобод, социальное самочувствие, доверие как онтологическая безопасность, социальная солидарность и активность. 4. Впервые теоретически и эмпирически подтверждена правомерность интерпретации отношения ребенка к экспрессивным проявлениям различий между людьми (речь, жесты, мимика лица, внешний вид, поведение), как онтогенетически ранней формы проявления толерантности; выделены возрастные особенности их эмоционального восприятия. 5. Впервые исследована возрастная динамика установок толерантности в межличностных отношениях при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому и старшему подростковому возрасту; выявлена специфика развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. 6. Впервые изучены факторы, определяющие готовность подростков к толерантным отношениям с «близкими» и «далекими» Другими. 7. Впервые изучены особенности эмоционального восприятия и отношения родителей к различиям между людьми; выделены типы родительских установок по критерию толерантности: доминантный, партнерский и зависимый и конкретизирован характер их связи с формированием толерантных отношений у детей и подростков. 8. Установлено, что выраженность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов толерантности в межличностных отношениях зависит от порядка рождения детей. 9. Раскрыта связь восприятия подростками характера детско-родительских отношений и формирования у них толерантности: позитивный интерес отца способствует развитию толерантности в отношениях; преобладание директивности в воспитательной позиции матери обусловливает интолерантные тенденции в межличностных отношениях. 10. Выявлена специфика осведомленности педагогов о психолого-педагогических аспектах толерантности и их готовность к формированию толерантных отношений у детей и подростков. 11. Разработаны практические рекомендации, определяющие содержание и основные направления деятельности по формированию толерантности в межличностных отношениях на разных этапах возрастно-психологического развития личности.

Заключение диссертационного совета по диссертации

Полный текст документа доступен по ссылке

Научный консультант

Карабанова Ольга Александровна

Место работы и должность научного консультанта в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Карабанова Ольга Александровна – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова» 

Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Скрипкина Татьяна Петровна – доктор психологических наук, профессор; проректор по научной работе НОУ ВПО «Университет РАО»

Шнейдер Лидия Бернгардовна – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой педагогической психологии и методики преподавания факультета психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»

Пашукова Татьяна Ивановна – доктор психологических наук, доцент; профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет».

Текст автореферата

Текст автореферата доступен по ссылке

Текст диссертации

Текст диссертации доступен по ссылке

Диссертационный совет, в который представлена диссертация

Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 501.001.95 на базе МГУ имени М.В. Ломоносова (работал до сентября 2017 года)

Организация, в которой выполнено диссертационное исследование

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Ведущая (оппонирующая) организация

Московский государственный областной университет

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК

1.    Вислова, А.Д. К проблеме формирования толерантного сознания молодежи в современных социально-экономических условиях / А.Д. Вислова // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия «Развитие отраслевого и регионального управления. – 2007. - № 9(9). - С. 273-275. (0,46 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,093.

2.    Вислова, А.Д. К вопросу о личностном потенциале толерантности / А.Д. Вислова // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия «Социология и управление персоналом». – 2007. - № 11(37). - С. 22-24. (0,36 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,093.

3.    Вислова, А.Д. Парадигма толерантности: теоретический анализ феномена / А.Д. Вислова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». – 2007. - № 4. - С. 110-115.(0,60 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,071.

4.    Вислова, А.Д. Проблемы толерантности и интолерантности в реалиях современного общества / А.Д. Вислова // Вестник Московского университета МВД России. – 2007. - № 9. - С. 104-106. (0,46 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,019.

5.    Вислова, А.Д. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / А.Д. Вислова // Воспитание школьников. - 2008. - № 3. - С. 15-20.  (0,46 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,061.

6.    Вислова, А.Д. Дифференциация людей по принципу «свой-чужой» в процессе развития личности / А.Д. Вислова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». – 2008. - № 2. - С. 34-43. (0,65 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,071.

7.    Вислова, А.Д. Психологические состояния детей как следствие травмирующей информации о теракте / А.Д. Вислова // Медицина катастроф. – 2008. - № 4(64). - С.19-22. (0,42 п.л.) ИФ РИНЦ – 0,108.

8.    Вислова, А.Д. Пределы терпимости в контексте проблемы наркотизма / А.Д. Вислова // Вестник Московского университета МВД России. – 2008. - № 3. - С. 116-118. (0,60 п.л.)   ИФ РИНЦ – 0,019.

9.    Вислова, А.Д. Гуманистическая парадигма образования - основа формирования толерантности / А.Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 3. - С. 159-169.(0,64 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,187.

10.Вислова, А.Д. Компетентность педагога как основа развития толерантности в образовательном процессе / А.Д. Вислова // Российский научный журнал. – 2008. - № 6(7). - С.59-65. (0,60 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,094.

11.Вислова, А.Д. Современная семья: социально-психологический дискурс / А.Д. Вислова // Российский научный журнал. – 2008. - № 5(6). - С. 113-120. (0,69 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,094.

12.Вислова, А.Д. Формирование толерантной личности - стратегическая задача педагогики / А.Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 4. - С. 152-162.(0,64 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,187.

13.Вислова, А.Д. Формирование будущего специалиста нового типа в вузе / А.Д. Вислова // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. - № 3. - С. 187-192. (0,52 п.л.) ИФ РИНЦ – 0,069

14.Вислова, А.Д. Современные подходы к пониманию и структуре толерантности/интолерантности / А.Д. Вислова // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. - № 12. - С. 27-29.  (0,20 п.л.) ИФ РИНЦ – 0,019.

15.Вислова, А.Д. Изучение педагогических установок как фактора актуализации толерантного потенциала поликультурного образования / А.Д. Вислова // Наука и бизнес: пути развития. – 2012. - №.3(09). - С. 40-42. (0,15 п.л.) ИФ РИНЦ – 0,160.

16.Вислова, А.Д. Развитие толерантности/интолерантности у детей и подростков при разных типах родительских установок / О.А. Карабанова, А.Д. Вислова // Перспективы науки. – 2012. - № 3(30). - С. 16-19. (0,3 п.л./0,15 п.л.) ИФ РИНЦ – 0,144.

17.Вислова, А.Д. Мультикультурное образование и формирование толерантности личности / О.А. Карабанова, А.Д. Вислова // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. - № 3. - С. 119-121.  (0,25 п.л./0,12 п.л.) ИФ РИНЦ – 0,019.

18.Вислова, А.Д. Взаимосвязь толерантных/интолерантных родительских установок и особенностей супружеской коммуникации / О.А. Карабанова, А.Д. Вислова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». – 2012. - № 2. - С. 31-37. (0,41 п.л./0,20 п.л.) ИФ РИНЦ – 0,071.

19.Вислова, А.Д. Современные теории и концептуальные подходы к генезису девиантного поведения / А.Д. Вислова // Российский научный журнал. - 2015. - №4 (47).- С. 225-228. (0,34 п.л.)  ИФ РИНЦ – 0,094.

20.Вислова, А.Д. Риски развития девиантного поведения в подростковом возрасте: опыт ретроспективного анализа /А.Д. Вислова// Современные исследования социальных проблем. 2015. - № 8. - С. 202-215.  URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/7194. (0,75 п.л.)  ИФ РИНЦ –0,360.


Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования

1.          Вислова, А.Д. Внеречевые условия, оказывающие влияние на проявление толерантности / А.Д. Вислова // Сборник материалов научно-практической конференции «Гуманизация образовательной и внеучебной среды высшей школы как средство воспитания толерантного сознания молодого специалиста». Москва, 16-19 октября 2002 г. C. 43-48. (0,35 п.л.)

2.          Вислова, А.Д. Изучение особенностей  развития толерантности в условиях семьи / Социальная работа – профессия нового тысячелетия / А.Д. Вислова // Материалы региональной научной конференции Нальчик: КБГУ, 2003г. С.156-160. (0, 28п.л.)

3.          Вислова, А.Д. Исследование особенностей формирования толерантности в семье / А.Д. Вислова // Вестник социальной работы. - 2004. - Выпуск № 5. – С. 12-19. (0,25 п.л.) 

4.          Вислова, А.Д. Критерий «свой-чужой» в развитии ребенка / А.Д. Вислова // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина - М.: МГППУ, 2007.- С.323-328. (0,36п.л.)

5.          Вислова, А.Д. Ранняя профилактика приобщения детей и подростков к психоактивным веществам / А.Д. Вислова // Трезвость и культура. - 2007. - № 1-2. - С. 18-20. (0,40п.л.)

6.          Вислова, А.Д. Образование: от культуры полезности к культуре достоинства / А.Д. Вислова // Учитель. - 2008. - № 2.  - С. 91-92. (0,2 п.л.)

7.          Вислова, А.Д. Формирование толерантной личности - важнейшая задача педагогики / А.Д. Вислова // Педагогическая мастерская. - 2008. - № 2. - С. 6-8.  (0,25 п.л.)

8.          Вислова, А.Д. Личность ХХ1 века: вектор развития / А.Д. Вислова // Учитель. – 2008. - № 3. - С. 78-79. (0,18 п.л.)

9.          Вислова, А.Д. Социальные и психологические основания терроризма / А.Д. Вислова // Вестник Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Вып.16. - Нальчик: Изд. Отдел КБИГИ, 2009. - С. 111-127. (0,76 п.л.)

10.      Вислова, А.Д. Межкультурные различия в моделях поведения / Материалы I Международной научной конференции «Новые идеи в лингвистике ХХI века», 9-11ноября 2009.  Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - С.230- 239. (0,53п.л.)

11.      Вислова, А.Д. Особенности межкультурного образования в современных условиях / А.Д. Вислова / Материалы научно-методических чтений Пятигорского государственного лингвистического университета. - Часть III.-Пятигорск: ПГЛУ, 2010. С.29-35. (0,42п.л.)

12.      Вислова, А.Д. Психологический контекст дилеммы «свой-чужой» / А.Д. Вислова / Материалы научно-методических чтений Пятигорского государственного лингвистического университета. - Часть III. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. С.36-40. (0,32п.л.)

13.      Вислова, А.Д. Влияние родительских установок на развитие толерантности у детей / А.Д. Вислова / Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы возрастной психологии»,  2-4 сентября 2011 г. - М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 2011. - С.17-32. (0,31 п.л.) 

14.      Вислова, А.Д. Психологическая характеристика типов родительских установок в аспекте формирования толерантности у детей / А.Д. Вислова / Материалы Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи», 24-25 ноября 2011 г. - Минск, 2011. - С.15-17. (0,15п.л.) 

15.      Вислова, А.Д. Психологическая готовность педагогов к формированию толерантности у детей и подростков в условиях поликультурного образования / А.Д. Вислова / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании: субъектность, ресурсность, технологичность», 1-3 ноября 2011 г. - М.: Университет РАО, 2011. - С.81-84. (0,21п.л.)

16.      Вислова, А.Д. Представления педагогов о роли и месте толерантности в системе поликультурного образования / А.Д. Вислова / Материалы научно-практической конференции «Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований», 1-2декабря  2011 г. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2011. - С. 274-276. (0,26п.л.)

17.      Вислова, А.Д. Роль моделей толерантного поведения в развитии личности / А.Д. Вислова // 125 лет МПО: юбилейный сборник РПО в 4-х т. Том 2 / отв. ред. Д.Б. Богоявленская, Ю.П. Зинченко. – М.: МАКС Пресс, 2011. – С. 210-213 (0,22п.л.).

18.      Вислова, А.Д. Субъективное отражение супружеской коммуникации на типе родительских установок / А.Д. Вислова / Сборник научных материалов 5-го съезда РПО, 14-18 апреля 2012 г. В 3-х томах: Том 3. – М., 2012. – С. 131-133 (0,10 п.л.). Интернет-ресурс: http://xn--n1abc.xn--p1ai/periodicals/pdf/v_tom_3.pdf.

19.Вислова, А.Д. Проблема толерантных/интолерантных установок: возрастно-психологический подход  / А.Д. Вислова  / Материалы Международной научно-практической конференции «Теория и практика толерантности: от конфликтов к миру и согласию», 14 ноября 2013 г. – Бийск: Уральский государственный педагогический университет, 2013. - С.15-18. URL: http://www.psytolerance.info/tolerance.php?c=1380542242&s=138952604. (0,19 п.л.) 

20.      Вислова, А.Д. Исследование влияния толерантной/интолерантной коммуникации родителей на тип воспитательных установок  / А.Д. Вислова / VI Международная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи  / А.Д. Вислова / Сборник тезисов / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягиной Н.Н. – Москва, 30сентября-4 октября 2015 г.  С.244-248. (0,19 п.л.) 

21.      Вислова, А.Д. Исследование влияния толерантной/интолерантной коммуникации родителей на тип воспитательных установок / А.Д. Вислова / Юбилейная конференция «От истоков к современности: 130лет организации психологического общества при Московском университете» / Сборник  материалов в 5 томах: том 3 / Отв. ред. Богоявленская Д.Б. - М.: Когито-Центр, 29 сентября 2015 г. - С. 195-196. (0,19 п.л.).  URL: http://www.pirao.ru/images/news/2015/09/tom3.pdf

Другие публикации автора по теме диссертационного исследования

Монографии

1.          Вислова, А.Д. Толерантность в обществе и семье (коллективная монография) / А.Д. Вислова. - Нальчик, КБГУ 2003.- 188c. (4 п.л.: Глава 4. - С.88-136). (16,00п.л./2,5п.л.) 

2.          Вислова, А.Д. Толерантность в семейных отношениях / А.Д. Вислова. – М.:Управление «Реалпроект», 2003. – 116с. (14,5 п.л.).

3.          Вислова, А.Д. Модели формирования и профилактики наркозависимого поведения / А.Д. Вислова. – Нальчик: ГП КБР РПК, 2009. – 208с. (20 п.л.).

4.          Вислова, А.Д. Толерантность в современном образовании / А.Д. Вислова. – М.: Ваш полиграфический партнер, 2010. – 173с. (17 п.л.).

Учебно-методические издания

1.          Вислова, А.Д. Семейная психология и педагогика / А.Д. Вислова // Учебно-методические материалы. - Нальчик: КБГУ, 2008. - 30 с. (1,16п.л.)

2.          Вислова, А.Д. Психологическое консультирование семьи / А.Д. Вислова // Учебно - методические материалы. - Нальчик: КБГУ, 2008. - 34 с. (1,47п.л.)

3.          Вислова, А.Д. Социально-психологические проблемы работы с разными группами населения / А.Д. Вислова // Учебно-методические материалы. - Нальчик, 2008. – 69 с. (3,5 п.л.)

4.          Вислова, А.Д. Социально-психологическая помощь семьям алкоголиков и наркоманов / А.Д. Вислова // Учебно-методические материалы. - Нальчик: КБГУ, 2008. - 36 с. (1,7 п.л.)

5.          Вислова, А.Д. Теоретические проблемы социальной психологии и социальная работа / А.Д. Вислова //  Учебно-методические материалы. - Нальчик: КБГУ, 2008. - 27 с. (0,94 п.л.)

6.          Вислова, А.Д. Толерантность – актуальная проблема педагогической и возрастной психологии в многонациональном мегаполисе / А.Д. Вислова // Программа адаптации детей мигрантов № 2.3.4.4. Инновационная образовательная программа "Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Исп. проф. Обухова Л.Ф. и Вислова А.Д. - М., 2009. – 22 с. (1,0п.л./0,5п.л.) 

7.          Вислова, А.Д. Психология толерантности/интолерантности / А.Д. Вислова // Учебное пособие. - Нальчик, 2014. - 75 с. (3,47 п.л.)

8.          Вислова, А.Д. Педагогика и психология высшей школы / А.Д. Вислова // Учебно – методический комплекс. - Нальчик: ФГБНУ КБИГИ, 2016. – 32 с. (1,5 п.л.)

9.          Вислова, А.Д. Основы педагогического мастерства / А.Д. Вислова // Учебно – методический комплекс. - Нальчик: ФГБНУ КБИГИ, 2016. - 27с. (1,1 п.л.)

  


Дата размещения автореферата: 06.03.2016

Дата подачи заявления соискателем в диссертационный совет о принятии диссертации к рассмотрению: нет данных

Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 06.03.2016

Дата размещения текста диссертации на сайте Научно-консультативного совета: 06.03.2016

Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 03.06.2016


Author: unknown