Титова, М.А. Эффективность психологической саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности: дис. канд. наук: 19.00.03/ Титова Мария Александровна – М. – 2016. – 241 с.
Автор: Титова Мария Александровна
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук
Научная специальность
19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)
Эффективность психологической саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности
- Содержание дисссертации
- Публикации (ВАК)
- Публикации
- Процедура
- En
Обсуждение названия диссертации:
Тема утверждена
Научная новизна (из автореферата)
1. Разработана концептуальная схема поуровневого анализа эффективности саморегуляции как фактора профессиональной успешности специалистов, включающая: выявление объективных особенностей труда, вызывающих развитие напряженности; анализ субъективной интерпретации степени напряженности работы; анализ моделей копинг-поведения, средств и приемов оперативной саморегуляции состояния, актуализируемых для преодоления напряженности; оценка эффективности саморегуляции по степени оптимальности изменений текущего состояния и фактам наличия/отсутствия признаков хронических состояний и профессионально-личностных деформаций как типичных сбоев в работе системы средств саморегуляции.
2. Теоретически обоснована и эмпирически подтверждена правомерность трактовки эффективной саморегуляции функционального состояния как дифференцирующей профессиональной компетенции, позволяющей отличать наилучших работников от просто успешных в условиях повышенной напряженности труда в динамичной организационной среде.
3. Проведен сравнительный анализ эффективности психологической саморегуляции функционального состояния операторов электроподстанций с разным уровнем прогностической профессиональной успешности в условиях кратковременной напряженности при моделировании ситуации экспертизы. Выявлен разный уровень самооценки ресурсов саморегуляции: высокоуспешные операторы более уверены в своей способности управлять состоянием в стрессогенных условиях новизны экспериментальной ситуации. На основе самооценок и психофизиологических индикаторов показаны различия в эффективности саморегуляции состояния: у высокоуспешных операторов результат его оптимизации достигается ценой меньших усилий. Детализированы типы эффектов психологической саморегуляции на разные составляющие эмоционального фона: снижение устойчивых тревожно-депрессивных эмоциональных переживаний - у более успешных операторов; рост позитивных эмоций - у среднеуспешных специалистов.
4. По результатам сравнительного анализа эффективности психологической саморегуляции состояния преподавателей в системе среднего профессионального образования с разным уровнем прогностической и результирующей профессиональной успешности выявлены особенности функционирования системы средств саморегуляции успешных специалистов, устойчивые к действию пролонгированной напряженности в инновационной среде: позитивное восприятие организационной ситуации, проявляющееся во взвешенно конструктивном отношении к инновациям и в удовлетворенности работой; отказ от использования организационно неодобряемых и профессионально неприемлемых моделей копинг-поведения; применение социально-ориентированных способов саморегуляции и активных психологических приемов целевой оптимизации состояния.
5. Впервые выполнен развернутый профессиографический анализ труда преподавателей в современной системе среднего профессионального образования и выделен основной фактор повышенной напряженности труда в период отраслевых инноваций - значительный рост информационной нагрузки по переработке учебных программ, подготовке мультимедийных методических материалов, составлению и заполнению форм отчетной документации.
Заключение организации, в которой выполнена диссертация
Полный текст документа доступен по ссылкеРешение диссертационного совета
Заключение диссертационного совета по диссертации
Полный текст документа доступен по ссылке
Научный руководитель
Место работы и должность научного руководителя в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете
Кузнецова Алла Спартаковна – кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»
Официальные оппоненты
Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете
Моросанова Варвара Ильинична – доктор психологических наук, профессор; заведующий лабораторией психологии саморегуляции ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
Обознов Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор; главный научный сотрудник лаборатории психологии труда и эргономики, организационной и инженерной психологии ФГБУН «Институт психологии РАН»
Текст автореферата
Полный текст автореферата доступен по ссылкеОбсуждение автореферата
Текст диссертации
Полный текст диссертации доступен по ссылкеОбсуждение диссертации
Диссертационный совет, в который представлена диссертация
Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 501.001.11 на базе МГУ имени М.В. Ломоносова (работал до сентября 2017 года)Организация, в которой выполнено диссертационное исследование
Московский государственный университет имени М.В.ЛомоносоваВедущая (оппонирующая) организация
Казанский (Приволжский) федеральный университетВидеозапись защиты диссертации
Стенограмма заседания диссертационного совета при защите диссертации
Текст заключения экспертов
Заключение экспертной комиссии диссертационного совета
Приказ уполномоченного органа исполнительной власти о выдаче диплома кандидата наук
Приказ Минобрнауки России от 7 ноября 2016 г. №1442/нк-11Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК
1. Титова, М.А. Саморегуляция функционального состояния на разных этапах профессионального развития / А.С. Кузнецова, В.А. Ерилова, М.А. Титова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2010. - № 2. – С. 87–103 (1 п.л./0,2 п.л.) ИФ РИНЦ - 0,536.
2. Титова, М.А. Саморегуляция функциональных состояний и профессиональная успешность преподавателей колледжа / М.А. Титова // Среднее профессиональное образование. - № 6. - 2012. – С. 48–50 (0,3 п.л.) ИФ РИНЦ - 0,098.
3. Титова, М.А. Средства саморегуляции функциональных состояний преподавателей современного колледжа / М.А. Титова // Профессиональное образование. Столица. - № 11. - 2012. – С. 44–45 (0,3 п.л.) ИФ РИНЦ - 0,078.
Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования
1. Титова, М.А. Средства психологической саморегуляции функциональных состояний преподавателей в условиях организационных изменений в системе среднего профессионального образования / М.А. Титова, А.С. Кузнецова // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О. Прохорова. – Казань: Казан. Ун-т, 2011. – Вып. 8. – С. 194–214 (1,3 п.л./1 п.л.).
2. Титова, М.А. Эффективность саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности в особых условиях труда / М.А. Титова // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т.I. – М.: Российское психологическое общество, 2012 – С. 468 (0,1 п.л.).
3. Титова, М.А. Эффективность саморегуляции функциональных состояний как фактор профессиональной успешности операторов энергосистем / М.А. Титова // Материалы докладов XIX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2012». – М.: Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2012/1840/45437_c16c.pdf (0,2 п.л.).
4. Titova, M.A. Self-regulation of functional states in novices and experienced employees with different level of work efficiency under conditions of innovation-based reforms / A.S. Kuznetsova, M.A. Titova, P.A. Semyanishcheva // Abstracts of the 28th International Congress of Applied Psychology. – Paris, 2014 (0,1 п.л.). Режим доступа: https://b-com.mci-group.com/Abstract/Statistics/AbstractStatisticsView Page.aspx?AbstractID=187951 (0,1 п.л.).
Дата размещения автореферата: 22.03.2016
Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 22.03.2016
Дата размещения текста диссертации на сайте Научно-консультативного совета: 22.03.2016
Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 13.05.2016
Author: unknown