Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества

Гижицкий, В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: дис. канд. наук: 19.00.07/Гижицкий Виктор Владимирович – М. – 2016. – 159 с.

Автор: Гижицкий Виктор Владимирович

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

Научная специальность

19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки)

Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников

  • Содержание дисссертации
  • Публикации (ВАК)
  • Публикации
  • Процедура
  • En

Обсуждение названия диссертации:

Тема утверждена

Научная новизна (из автореферата)

1. Впервые показано, что существуют три характерных для старшеклассников мотивационных профиля, связанных с их академической успеваемостью: мотивационный профиль, в котором внутренние мотивы доминируют над внешними; профиль, отличающийся двугорбым (равномерным и равновысоким) распределением внутренних и внешних мотивов; и профиль с доминирующими внешними межличностными мотивами, обладатели которого демонстрируют самые низкие академические достижения.

2. На материале российских старшеклассников показано, что мотив самоуважения, проявляющийся в стремлении чувствовать свою ценность и значимость в учебе, выступает предиктором продуктивных стратегий учебного поведения, таких, как учебная настойчивость и время, посвящаемое выполнению домашних заданий.

3. Внутренние учебные мотивы (познания, достижения, саморазвития) влияют на академическую успеваемость посредством продуктивных стратегий учебного поведения (учебной настойчивости и времени, посвящаемого выполнению домашнего задания). Интерес к учебному предмету, стремление узнавать новое и ориентация на достижение высоких результатов стимулируют учащихся проявлять настойчивость в учебном процессе, прикладывать усилия на занятиях и посвящать больше времени выполнению домашних заданий, что, в свою очередь, приводит к повышению академической успеваемости.

4. Влияние интроецированной и экстернальной регуляций на академическую успеваемость опосредовано стратегиями учебного поведения. В частности, положительное влияние стремления избежать чувства стыда и вины (интроецированная регуляция) и негативное влияние стремления достичь поощрений и избежать наказаний со стороны социума (экстернальная регуляция) на академическую успеваемость опосредовано обращением к стратегии учебного обмана.

5. Установлено, что более высокая успеваемость российских девушек-старшеклассниц обусловлена более высокой выраженностью у них мотива самоуважения. Эта тенденция особенно выражена у старшеклассниц массовых школ.

6. Впервые на российской выборке изучено влияние учителей на удовлетворение трех базовых психологических потребностей (автономии, компетентности, связанности) как источников внутренних мотивов школьников. Показано, что удовлетворение базовых психологических потребностей выступает позитивным предиктором функционирования внутренних учебных мотивов.

7. Показано, что поддержка со стороны родителей, а также ценность образования в семье, являются важными источниками внутренних мотивов учебной деятельности старшеклассников. Установлено, что ощущение поддержки со стороны отца вносит больший вклад в функционирование внутренних мотивов, чем поддержка со стороны матери, способствуя повышению интереса к учебе и росту стремления к достижению высоких результатов в учебной деятельности у старшеклассников (независимо от пола).

Заключение организации, в которой выполнена диссертация

Полный текст документа доступен по ссылке

Заключение диссертационного совета по диссертации

Полный текст документа доступен по ссылке

Научный руководитель

Гордеева Тамара Олеговна

Место работы и должность научного руководителя в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Гордеева Тамара Олеговна – доктор психологических наук, доцент; доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова» 

Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Ермолаева Марина Валерьевна – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой возрастной психологии ОАНО ВО «Московский  психолого-социальный университет»

Шумакова Наталья Борисовна – доктор психологических наук, старший научный сотрудник; ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО»

Текст автореферата

Полный текст автореферата доступен по ссылке

Текст диссертации

Полный текст диссертации доступен по ссылке

Диссертационный совет, в который представлена диссертация

Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 501.001.11 на базе МГУ имени М.В. Ломоносова (работал до сентября 2017 года)

Организация, в которой выполнено диссертационное исследование

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Ведущая (оппонирующая) организация

Московский городской педагогический университет

Приказ уполномоченного органа исполнительной власти о выдаче диплома кандидата наук

Приказ Минобрнауки России от 12 декабря 2016 г. №1540/нк-16

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК

1.      Гижицкий, В.В. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности / Т.О. Гордеева, В.В. Гижицкий, О.А. Сычев, Т.К. Гавриченкова // Психологический журнал. - 2016. - том 37, № 2. – С. 57-68. (1,1/0,25п.л.) ИФ РИНЦ – 0,938.

2.      Гижицкий, В.В. Стратегии учебного поведения как медиаторы влияния мотивов на академические достижения / В.В. Гижицкий, Т.О. Гордеева // Ученые записки Орловского государственного университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 2(65). ‑ C. 253-259. (0,7/0,35п.л.) ИФ РИНЦ – 0,030.

3.      Гижицкий, В.В. Учебный обман как стратегия псевдоадаптивного поведения у старшеклассников / В.В. Гижицкий // Ученые записки Орловского государственного университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 2(58). - С. 293-299. (0,85 п.л.) ИФ РИНЦ – 0,030.

4.      Гижицкий, В.В. Универсальность и специфичность внутренней и внешней мотивации учебной деятельности и их роли как предикторов академических достижений / Т.О. Гордеева, В.В. Гижицкий // Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 3 (24). - С. 8-17. (0,8/0,4п.л.) – ИФ РИНЦ – 0,066.


Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования

1.      Гижицкий, В.В. Формирование мотивации достижения: теория и практика [электронный ресурс] / В.В. Гижицкий // Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова. — М.: МАКС Пресс, 2013 file:///E:/2240/57259_1bfb.pdf. (0,1 п.л.).

2.      Гижицкий, В.В. Особенности учебной мотивации у прибегающих к обману старшеклассников / В.В. Гижицкий // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития». Тамбов, 2014. - С. 45-46. (0,1 п.л.).

3.      Гижицкий, В.В. Деятельностный подход к развитию мотивации изучения математики у старшеклассников / Т.О. Гордеева, В.В. Гижицкий // Материалы международной научной конференции «Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы». Москва, 2014. -С. 158-160. (0,1/0,05п.л.).

4.      Gizhitsky, V.V. Unpacking passion to learn: three facets of intrinsic motivation / T.O. Gordeeva, E.N. Osin, O.A. Sychev, V.V. Gizhitsky // Understanding and Facilitating the Passion to Learn. International Conference on Motivation, 2014. Helsinki, 2014. - P. 159. (0,1/0,025п.л.).

5.      Гижицкий, В.В. Особенности учебной мотивации и стратегий учебного поведения у выпускников с высокими результатами ЕГЭ [электронный ресурс] / В.В. Гижицкий // Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2015» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. — М.: МАКС Пресс, 2015: file:///E:/data/6929/uid57259_report.pdf. (0,1 п.л.).

6.      Гижицкий, В.В. Разработка опросника учебной настойчивости и постоянства учебных интересов / В.В. Гижицкий, Т.О. Гордеева, Т.К. Гавриченкова // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т. / Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – Т.1. - С. 66-74. (0,5/0,16 п.л.).

7.       Гижицкий, В.В. Разработка методики «Шкала академической мотивации школьников и учащихся колледжей» / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, В.В. Гижицкий, Т.К. Гавриченкова // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2-х т. / Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – Т.1. - С. 95-104. (0,5/0,125п.л.).


Дата размещения автореферата: 08.06.2016

Дата подачи заявления соискателем в диссертационный совет о принятии диссертации к рассмотрению: нет данных

Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 08.06.2016

Дата размещения текста диссертации на сайте Научно-консультативного совета: 08.06.2016

Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 17.06.2016


Author: unknown