Погожина, И.Н. Детерминация формирования и развития познавательных структур в системе постнеклассической рациональности: дис. докт. наук: 19.00.07 / Погожина Ирина Николаевна – М. – 2016. – 531 с.
Автор: Погожина Ирина Николаевна
Диссертация на соискание ученой степени доктора наук
Научная специальность
19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки)
Детерминация формирования и развития познавательных структур в системе постнеклассической рациональности
- Содержание дисссертации
- Публикации (ВАК)
- Публикации
- Процедура
- En
Обсуждение названия диссертации:
Тема утверждена
Научная новизна (из автореферата)
Построена модель детерминации развития познавательных структур как сложных самоорганизующихся систем. Впервые описана целостная система внешних, внутренних детерминант, взаимосвязей между ними, механизмы и условия развертывания причинно-следственных цепей. Разработаны алгоритмы экспериментальной проверки эффективности теоретической модели, в общем, и на материале формирования и развития структур логического мышления и познавательных действий разной степени сложности, в частности.
Впервые эмпирически доказана возможность и эффективность формирования и развития содержания познавательных структур как сложных самоорганизованных систем путем инициирования извне, в процессе специально организованного обучения, работы внутренних механизмов, подчиняющихся закономерностям развития системы. Показано, что характеристики объектов и содержание знаний о них, задаваемые культурно-социальной средой и передаваемые в обучении, могут являться внешней причиной формирования и развития содержания мышления индивида (его состава и структуры) и инициировать процессы самоорганизации элементов познавательной системы субъекта в соответствии с потенциальными возможностями саморазвития системы как целого.
Выделены механизмы причинной взаимосвязи между процессами обучения и психического развития. Впервые на материале развития логического мышления субъекта экспериментально показано, что содержание обучения влияет на процессы развития в той мере, в какой инициирует действие внутренних детерминант развития познавательной системы индивида. Показано, что в процессе развития содержания познавательных структур происходит смена причинно-следственных зависимостей, содержание обучения из внешней причины трансформируется в условие действия внутренних причин, обеспечивающих дальнейший процесс развития познавательной системы субъекта.
Вскрыты механизмы влияния внешней детерминации на процессы формирования и развития содержания познавательных структур разной степени сложности. Установлено, что собственные внешнедвигательные взаимодействия субъекта с объектами сами по себе не являются причиной формирования содержания умственных умений, не порождают содержание познавательных операций и не детерминируют их развитие независимо от уровня сформированности плана мыслительной деятельности субъекта. Экспериментально доказано, что собственные внешнедвигательные взаимодействия индивида с объектами создают условия для получения более полного знания об объектах, их свойствах и связях, что и является внешней причиной формирования и развития содержания познавательных структур.
Впервые в результате теоретического анализа выделены общие логические состав и структура для разных видов делового общения. В ходе формирующего эксперимента с использованием новой процедуры деятельностного группового тренинга, объединяющего в себе метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий, технологию порционного задания и интериоризации ориентировочной основы действия (ООД) и групповую тренинговую форму занятий, доказано, что эффективно формировать у субъектов сложное коммуникативное умение дискутировать путем формирования знаний о содержании его состава и структуры, заданных извне в виде схемы ориентировочной основы действия.
Заключение организации, в которой выполнена диссертация
Полный текст документа доступен по ссылкеРешение диссертационного совета
Научный консультант
Место работы и должность научного консультанта в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете
Ильясов Илья Имранович – доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В.Ломоносова»
Официальные оппоненты
Поддьяков Александр Николаевич
Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете
Поддьяков Александр Николаевич – доктор психологических наук, профессор; профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
Шабельников Виталий Константинович – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой педагогической психологии Института психологии им. Л.С.Выготского ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Ермолаева Марина Валерьевна – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»
Текст автореферата
Полный текст автореферата доступен по ссылкеОбсуждение автореферата
Текст диссертации
Полный текст диссертации доступен по ссылкеОбсуждение диссертации
Диссертационный совет, в который представлена диссертация
Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 501.001.11 на базе МГУ имени М.В. Ломоносова (работал до сентября 2017 года)Организация, в которой выполнено диссертационное исследование
Московский государственный университет имени М.В.ЛомоносоваМесто работы соискателя при представлении диссертации в диссертационный совет
Московский государственный университет имени М.В.ЛомоносоваВедущая (оппонирующая) организация
Психологический институт Российской академии образованияВидеозапись защиты диссертации
Стенограмма заседания диссертационного совета при защите диссертации
Текст заключения экспертов
Заключение экспертной комиссии диссертационного совета
Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК
1. Погожина, И.Н. Роль мануального взаимодействия с объектом в интеллектуальном развитии дошкольников / И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 1988. - №4. - C. 23-30. (1 п.л./1 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].2. Погожина, И.Н. О взаимосвязи уровней развития логических операций классификации, сериации и сохранения у детей дошкольного возраста / И.В. Астахова, И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2003. - №3. - С. 52-61. (1 п.л./0,8 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
3. Погожина, И.Н. О попытке обучения дошкольников принципу сохранения через формирование структуры логических операций классификации и сериации / И.В. Астахова, И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2004. - №2. - С. 30-36. (0,9 п.л./0,7 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
4. Погожина, И.Н. Экспериментальное исследование влияния личностных особенностей коммуникатора на убедительность аргументации / И.Н. Погожина, А.А. Панкратова // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2005. - №4. - С. 43-48. (0,7 п.л./0,5 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
5. Погожина, И.Н. Диагностика и формирование структурно-процессуальных компонентов спора / И.Н. Погожина, А.А. Панкратова // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2005. - №1. - С. 29-39. (0,9 п.л. /0,7 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
6. Погожина, И.Н. Влияние умения децентрироваться на уровень сформированности конкретно-операциональных структуру у старших дошкольников / И.Н. Погожина, Г. Люй // Вестник Московского университета. - Серия 14. -Психология. - 2009. №2. С. 45-55. (0,9 п.л./0,8 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
7. Погожина, И.Н. Обучение дошкольников принципу сохранения через формирование структуры логических операций классификации и сериации / И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2010. - №3. - С. 65-75. (0,9 п.л./0,9 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
8. Погожина, И.Н. Децентрация у дошкольников: эмпирический анализ феномена, или что на самом деле диагностируют методики Хьюза и Пиаже / И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2011. - №3. - С. 132-143. (1 п.л./1 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
9. Погожина, И.Н. Деятельностный групповой тренинг — новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разработанный на основе метода П.Я. Гальперина / И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2012. - №4. - С. 123—132. (0,9 п.л./0,9 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
10. Погожина, И.Н. Направления модернизации образовательных программ для подготовки специалистов в области ядерной безопасности / Н.И. Гераскин, А.А. Краснобородько, Э.Ф. Крючков, Т.А. Пискурева, И.Н. Погожина // Ядерная физика и инжиниринг. - 2014. - Том 5. №1. - С. 1-4. (0,8 п.л./0,2 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,174].
11. Pogozhina, I. Development of the logical operations in preschool children / I. Pogozhina // Procedia, social and behavioral sciences. - 2014. - Vol. 146. - P. 290–295. (0,5 п.л./0,5 п.л.). WoS. [ИФ – 0,420].
12. Погожина, И.Н. Внутренние закономерности функционирования системы логических операций у российских и китайских дошкольников: кросскультурный анализ / И.Н. Погожина // Национальный психологический журнал. - 2015. - №1(17). - С. 70-78. (1 п.л./1 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,530].
13. Погожина, И.Н. Исследование характера взаимосвязей между уровнями развития операциональных структур системы логического мышления при переходе от дооперационального к конкретно-операциональному этапу развития [Электронный ресурс] / И.Н. Погожина // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - №44. - С. 8. URL: http://psystudy.ru (1,1 п.л./1,1 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,902].
14. Погожина, И.Н. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель / И.Н. Погожина // Национальный психологический журнал. - 2015. - №3(19). - С. 35-44. (1,1 п.л./1,1 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,530].
15. Погожина, И.Н. Детерминация развития структур логического мышления сквозь призму постнеклассической парадигмы / И.Н. Погожина // Национальный психологический журнал. - 2015. - №4(20). - С. 13-22. (1,13 п.л./1,13 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,530].
16. Погожина, И.Н. Модели взаимосвязи обучения и развития психики в культурно-историческом и деятельностном подходах [Электронный ресурс] / И.Н. Погожина // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2016. - Том 8. - №3. - С. 16-31. [ИФ РИНЦ – 0,189].
17. Погожина, И.Н. Взаимосвязь уровней развития логико-математических и пространственных операций у старших дошкольников [Электронный ресурс] / И.Н. Погожина, В.А.Кислова // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - №49. - С. 11. URL: http://psystudy.ru (1,12 п.л./0,9 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,902].
Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования
12. Погожина, И.Н. К вопросу о возможности компьютерного применения развивающих методик / И.И.Ильясов, И.Н.Погожина, Ю.М.Горвиц // Электронная техника. - Серия 9. Экономика и системы управления. - 1988. - №3 (68). - С. 46–48. (0,6 п.л./0,4 п.л.).13. Погожина, И.Н. К вопросу о роли манипуляций в процессе формирования логических приемов познавательной деятельности у дошкольников / И.Н.Погожина // Пед. психология, возр. физиология, шк. гигиена, дефектология. - Т. 2. - ОЦНИ «Школа и педагогика» N 338-87 07.12.1987. - Москва, 1988. - 19 с. (0,8 п.л./0,8 п.л.).
14. Погожина, И.Н. Роль манипуляций в составе внешней деятельности в формировании конкретных умственных действий / И.Н.Погожина // Пед. психология, возр. физиология, шк. гигиена, дефектология. - Т. 4. - ОЦНИ «Школа и педагогика» N 338-87 07.12.1987. - Москва, 1988. - 18 с. (0,8 п.л./0,8 п.л.).
15. Погожина, И.Н. Проблема детерминации познавательного развития со стороны манипуляций с объектом как компонента внешней деятельности / И.Н.Погожина // Проблемы возрастной психологии: тезисы докладов к УП всесоюзному съезду Общества психологов. - Москва, 1989 г. - С. 56-57. (0,06 п.л./0,06 п.л.).
16. Pogozhina, I. The role of subjects' own manipulation of objects in conservation concept acquisition / I.Ilyasov, I.Pogozhina // Koops W., Hopkins B., Engelen P. Abstracts of the Thirteenth Biennial Meetings of the International Society for the Stady of Behavioural Development (ISSBD), 28 June-2 July 1994, Amsterdam, The Netherlands. - P. 367. (0,1 п.л./0,08 п.л.).
17. Pogozhina, I. Are subject's own manual interactions with the objects necessary for cognitive development? / I.Pogozhina // Book of abstracts. The Growing Mind international conference, September 14-18, 1996, Geneva, Switzerland. - P. 65. (0,1 п.л./0,1 п.л.)
18. Pogozhina, I. Non-manipulating conservation concept acquisition: Does the method restriction exit? / I.Pogozhina // Abstracts. The XIV-th Biennial Meetings of ISSBD, August 12-16, 1996, Quebec City, Canada. - P. 61. (0,07 п.л./0,07 п.л.).
19. Погожина, И.Н. Диагностика логического мышления дошкольников, младших и средних школьников (проблемы организации содержания спецкурса и отбора методик для спецпрактикума в рамках подготовки психологов-практиков в сфере образования) / И.Н.Погожина // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: тезисы Первой Всероссийской научно-методической конференции психологов, 19-21 марта 1998 г. (0,16 п.л./0,16 п.л.).
20. Pogozhina, I. The distinction of the cognitive activity structures of good and weak learners children: The diagnostic and forecasting problem / I.Pogozhina // Abstracts of XVth Biennial Meetings of ISSBD, Switzerland, Berne, 1-4 July, 1998. - P. 235-236. (0,2 п.л./0,2 п.л.).
21. Погожина, И.Н. Искусство ведения дискуссий как психологический инструмент нейтрализации нежелательных информационных воздействий / И.Н.Погожина // Информационные технологии и безопасность, вып. 6: материалы четвертой международной научно-практической конференции, Партенит, 22-26 июня 2004. - Киев, 2004. - С. 171-179. (0,5 п.л./0,5 п.л.).
22. Погожина, И.Н. Личностные особенности преподавателя как фактор эффективности учения / И.Н.Погожина, А.А.Панкратова // Материалы общероссийской конференции «Непрерывное образование: психологические, физиологические и социологические аспекты». - М., 2005. - С. 97-99. (0,2 п.л./0,1 п.л.).
23. Погожина, И.Н. Методика диагностики формально-логического мышления: диагностика сформированности структуры INRC / И.Н.Погожина // Школьный психолог. - 2006. - №9. - С. 40–43. (0,4 п.л./0,4 п.л.).
24. Погожина, И.Н. Методика обучения дошкольников пониманию принципа сохранения через формирование структуры логических операций классификации и сериации / И.В.Астахова И.В., И.Н.Погожина // Школьный психолог. - 2007. - №8. - С. 34–36.(0,4 п.л./0,2 п.л.).
25. Pogozhina, I. Vigotsky and Piaget: The proof of Piaget’s ideas by means of Vigotsky experimentally-genetic method / I.Pogozhina // Congresso Internacional de Psicologia. Estoril Vigotsky Conference, in Portugal, 24-26 June, 2010/ Educational psychology, page1. – 2010. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. – P.28. (0,1 п.л./0,1 п.л.).
26. Погожина, И.Н. Децентрация и конкретно-операциональные структуры мышления: природа взаимосвязи / И.Н.Погожина // Социальная психология и жизнь: Материалы международной научной конференции, 18-20 октября 2011, Санкт-Петербург / Отв. ред. А.Л.Свенцицкий. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2011. - С. 318-320. (0,12 п.л./0,12 п.л.).
27. Погожина, И.Н. Формирование умения децентрироваться и его влияние на уровни сформированности логических операций классификации, сериации и понимание принципа сохранения у старших дошкольников / И.Н.Погожина, Г.Люй // Юбилейный сборник РПО 125 лет Московскому психологическому обществу. В 4-х томах. Т. 4. / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская и Ю.П. Зинченко. - М.: Макспресс, 2011. - С. 37-39. (0,2 п.л /0,1 п.л.).
28. Pogozhina, I. Influence decentration on logic thinking formation at the senior preschool children / I.Pogozhina // Book of Abstracts. Islamic Azad University-I.R.Iran. 1st International Congress on Child and Adolescent Psychology (ICCAP) Cross-Cultural and Islamic Approaches. 2011. (0,8 п.л./0,8 п.л.).
29. Pogozhina, I. Formation of the conservation principle understanding through the formation of composition and structure of classification and seriation logical operations / I.Pogozhina // Book of Abstract. The 12th European Congress of Psychology, Istanbul, 4-8 July 2011. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. (0,1 п.л./0,1 п.л.).
30. Погожина, И.Н. Психологические условия формирования у студентов обобщенных умений делового общения / И.В.Коротаева, И.Н.Погожина, Е.А.Фролова // Социализация и ресоциализация личности в условиях современного общества: Материалы международной научно-практической конференции, 8-9 ноября, 2012. - Киев, 2012. (0,5 п.л./0,2 п.л.).
31. Погожина, И.Н. Диагностика когнитивной децентрации у дошкольников: Хьюз или Пиаже? / И.Н.Погожина // Ананьевские чтения – 2012. Психология образования в современном мире: Материалы международной научной конференции, 16-18 октября 2012 г. / Отв. ред. Н.В. Бордовская. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та. 2012. - С. 303-305. (0,1 п.л./0,1 п.л.).
32. Погожина, И.Н. Психологические факторы, влияющие на эффективность учебной коммуникации между преподавателями и учащимися старших классов / И.Н.Погожина // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: Материалы второй всероссийской научно-методической конференции учителей школ и преподавателей МГУ. Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 17 ноября 2012 года. - М., 2012. http://teacher.msu.ru/upload/teacher/conf/conf2012/sbornik/sbornik_2012_7-2_5.pdf (0,1 п.л./0,1 п.л.).
33. Погожина, И.Н. Возрастно-психологический и психолого-педагогический подходы к обеспечению информационной безопасности детей и подростков. Раздел 9 / О.А.Карабанова, А.И,Подольский, Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, С.В.Молчанов, И.Н.Погожина, Т.Ю.Садовникова // Концепция информационной безопасности детей. Электронный ресурс: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_9.pdf. - 2013. (3,9 п.л./1,4 п.л.).
34. Погожина, И.Н. Взаимосвязь уровня развития логического мышления и успешности усвоения естественнонаучных дисциплин / И.Н.Погожина // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование по естественнонаучным дисциплинам: Материалы третьей всероссийской научно-методической конференции. Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 16 ноября 2013 года. - М., 2013. - С. 234–235. (0,1 п.л /0,1 п.л.).
35. Погожина, И.Н. Психологическое давление как копинг-стратегия по разрешению внутрисемейных конфликтных ситуаций / И.Н.Погожина, А.И.Подольский // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Международной научно-практической конференции, Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л.Крюкова, Е.В.Куфтяк, М.В.Сапоровская, С.А.Хазова. - Т. 2. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2013. - С. 51–53. (0,2 п.л./0,1 п.л.).
36. Погожина, И.Н. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов / А.И.Подольский, И.Н.Погожина // Образование личности. - 2013. - №4.- С. 122–131. (1,3 п.л./1 п.л.).
37. Погожина, И.Н. Когнитивные составляющие распознавания ситуаций коррупционного взаимодействия / И.Н.Погожина, Д.Б.Пшеничнюк // Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы международной научной конференции, 21-23 октября 2014 г. / Отв.ред. Г.С. Никифоров. - СПб: Скифия-принт, 2014. - С. 192–194. (0,1 п.л./0,05 п.л.).
38. Погожина, И.Н. Исследование детерминант развития логического мышления дошкольников в рамках деятельностного подхода / И.Н.Погожина // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции. Москва. 6-8 февраля 2014 г. - М.: Издательство Московского университета, 2014. - С. 46–48. (0,1 п.л./0,1 п.л.).
39. Погожина, И.Н. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов / А.И.Подольский, И.Н.Погожина // Образование личности. - 2014. - №1. - С. 90–98. (1,3 п.л./1 п.л.).
40. Погожина, И.Н. Психологические условия формирования у студентов обобщенных умений делового общения / Е.С.Фролова, И.Н.Погожина, И.В.Коротаева // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции. Москва. 6-8 февраля 2014 г. - М.: Издательство Московского университета, 2014. - С. 201–204. (0,1 п.л./0,05 п.л.).
41. Погожина, И.Н. Психологические проблемы обучения и познавательного развития детей с двигательными расстройствами / И.Н.Погожина // VI-ая Международная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи»: сборник / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. - Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Москва, 2015. - С. 119–138. (1 п.л./1 п.л.).
42. Погожина, И.Н. Специалист 21-го века: анализ компетентностной модели с позиций деятельностной теории учения / И.Н.Погожина // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов общероссийской юбилейной конференции: В 5 томах: Том 2 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. - М.: Когито-Центр, 2015. - С. 102-104. (0,2 п.л./0,2 п.л.).
43. Погожина, И.Н. Формирование обобщенных умений делового общения новым методом деятельностного группового тренинга / И.Н.Погожина, Е.С.Фролова // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов общероссийской юбилейной конференции: В 5 томах: Том 2 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. - М.: Когито-Центр, 2015. - С. 104-106. (0,2 п.л./0,1 п.л.).
44. Погожина, И.Н. Сравнительный анализ характера взаимосвязи между уровнями развития операциональных структур логического мышления у дошкольников из России и Китая / И.Н.Погожина // Воспитание и обучение детей младшего возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. Москва, 12-14 мая 2016 года. - М., 2016. - С. 839-841. (0,3 п.л./0,3 п.л.).
Другие публикации автора по теме диссертационного исследования
Учебно-методические пособия:
1. Погожина, И.Н. Внешняя деятельность и познавательное развитие: программа курса / И.Н.Погожина // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сборник программ / Под ред. проф. И.И.Ильясова, доц. Н.А.Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - С. 71-83. (1 п.л./1 п.л.).
2. Погожина, И.Н. Методы диагностики и коррекции познавательной сферы детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: программа курса / И.Н.Погожина // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сборник программ / Под ред. проф. И.И.Ильясова, доц. Н.А.Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - С. 154-163. (0,8 п.л./0,8 п.л.).
3. Погожина, И.Н. Методы диагностики и коррекции познавательной сферы детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста (к одноименному спецкурсу): программа спецпрактикума / И.Н.Погожина // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сборник программ / Под ред. проф. И.И.Ильясова, доц. Н.А.Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - С. 199-201. (0,2 п.л./0,2 п.л.).
4. Погожина, И.Н. Как предотвращать ситуации психологического и эмоционального давления в семье и справляться с ними: Методическое пособие для клиентов службы психологической поддержки населения г. Москвы / И.Н.Погожина, А.И.Подольский. - М., 2011. 39 с. (2 п.л./1,5 п.л.).
Дата размещения автореферата: 16.09.2016
Дата подачи заявления соискателем в диссертационный совет о принятии диссертации к рассмотрению: нет данных
Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 16.09.2016
Дата размещения текста диссертации на сайте Научно-консультативного совета: 06.09.2016
Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 16.12.2016
Author: unknown