Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества

Погожина, И.Н. Детерминация формирования и развития познавательных структур в системе постнеклассической рациональности: дис. докт. наук: 19.00.07 / Погожина Ирина Николаевна – М. – 2016. – 531 с.

Автор: Погожина Ирина Николаевна

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук

Научная специальность

19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки)

Детерминация формирования и развития познавательных структур в системе постнеклассической рациональности

  • Содержание дисссертации
  • Публикации (ВАК)
  • Публикации
  • Процедура
  • En

Обсуждение названия диссертации:

Тема утверждена

Научная новизна (из автореферата)

Построена модель детерминации развития познавательных структур как сложных самоорганизующихся систем. Впервые описана целостная система  внешних, внутренних детерминант, взаимосвязей между ними, механизмы и условия развертывания причинно-следственных цепей. Разработаны алгоритмы экспериментальной проверки эффективности теоретической модели, в общем, и на материале формирования и развития структур логического мышления и познавательных действий разной степени сложности, в частности.

Впервые эмпирически доказана возможность и эффективность формирования и развития содержания познавательных структур как сложных самоорганизованных систем путем инициирования извне, в процессе специально организованного обучения, работы внутренних механизмов, подчиняющихся закономерностям развития системы. Показано, что характеристики объектов и содержание знаний о них, задаваемые культурно-социальной средой и передаваемые в обучении, могут являться внешней причиной формирования и развития содержания мышления индивида (его состава и структуры) и инициировать процессы самоорганизации элементов познавательной системы субъекта в соответствии с потенциальными возможностями саморазвития системы как целого.

Выделены механизмы причинной взаимосвязи между процессами обучения и психического развития. Впервые на материале развития логического мышления субъекта экспериментально показано, что содержание обучения влияет на процессы развития в той мере, в какой инициирует действие внутренних детерминант развития познавательной системы индивида. Показано, что в процессе развития содержания познавательных структур происходит смена причинно-следственных зависимостей, содержание обучения из внешней причины трансформируется в условие действия внутренних причин, обеспечивающих дальнейший процесс развития познавательной системы субъекта.

Вскрыты механизмы влияния внешней детерминации на процессы формирования и развития содержания познавательных структур разной степени сложности. Установлено, что собственные внешнедвигательные взаимодействия субъекта с объектами сами по себе не являются причиной формирования содержания умственных умений, не порождают содержание познавательных операций и не детерминируют их развитие независимо от уровня сформированности плана мыслительной деятельности субъекта. Экспериментально доказано, что собственные внешнедвигательные взаимодействия индивида с объектами создают условия для получения более полного знания об объектах, их свойствах и связях, что и является внешней причиной формирования и развития содержания познавательных структур.

Впервые в результате теоретического анализа выделены общие логические состав и структура для разных видов делового общения. В ходе формирующего эксперимента с использованием новой процедуры деятельностного группового тренинга, объединяющего в себе метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий, технологию порционного задания и интериоризации ориентировочной основы действия (ООД) и групповую тренинговую форму занятий, доказано, что эффективно формировать у субъектов сложное коммуникативное умение дискутировать путем формирования знаний о содержании его состава и структуры, заданных извне в виде схемы ориентировочной основы действия.

Заключение организации, в которой выполнена диссертация

 Полный текст документа доступен по ссылке

Научный консультант

Ильясов Ислам Имранович

Место работы и должность научного консультанта в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Ильясов Илья Имранович – доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В.Ломоносова» 

Официальные оппоненты

Поддьяков Александр Николаевич

Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Поддьяков Александр Николаевич – доктор психологических наук, профессор; профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;

Шабельников Виталий Константинович – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой педагогической психологии Института психологии им. Л.С.Выготского ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

Ермолаева Марина Валерьевна – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»

Текст автореферата

Полный текст автореферата доступен по ссылке

Текст диссертации

Полный текст диссертации доступен по ссылке

Диссертационный совет, в который представлена диссертация

Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 501.001.11 на базе МГУ имени М.В. Ломоносова (работал до сентября 2017 года)

Организация, в которой выполнено диссертационное исследование

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Место работы соискателя при представлении диссертации в диссертационный совет

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Ведущая (оппонирующая) организация

Психологический институт Российской академии образования

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК

1. Погожина, И.Н. Роль мануального взаимодействия с объектом в интеллектуальном развитии дошкольников / И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 1988. - №4. - C. 23-30. (1 п.л./1 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
2. Погожина, И.Н. О взаимосвязи уровней развития логических операций классификации, сериации и сохранения у детей дошкольного возраста / И.В. Астахова, И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2003. - №3. - С. 52-61. (1 п.л./0,8 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
3. Погожина, И.Н. О попытке обучения дошкольников принципу сохранения через формирование структуры логических операций классификации и сериации / И.В. Астахова, И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2004. - №2. - С. 30-36. (0,9 п.л./0,7 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
4. Погожина, И.Н. Экспериментальное исследование влияния личностных особенностей коммуникатора на убедительность аргументации / И.Н. Погожина, А.А. Панкратова // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2005. - №4. - С. 43-48. (0,7 п.л./0,5 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
5. Погожина, И.Н. Диагностика и формирование структурно-процессуальных компонентов спора / И.Н. Погожина, А.А. Панкратова // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2005. - №1. - С. 29-39. (0,9 п.л. /0,7 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
6. Погожина, И.Н. Влияние умения децентрироваться на уровень сформированности конкретно-операциональных структуру у старших дошкольников / И.Н. Погожина, Г. Люй // Вестник Московского университета. - Серия 14. -Психология. - 2009. №2. С. 45-55. (0,9 п.л./0,8 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
7. Погожина, И.Н. Обучение дошкольников принципу сохранения через формирование структуры логических операций классификации и сериации / И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2010. - №3. - С. 65-75. (0,9 п.л./0,9 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
8. Погожина, И.Н. Децентрация у дошкольников: эмпирический анализ феномена, или что на самом деле диагностируют методики Хьюза и Пиаже / И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2011. - №3. - С. 132-143. (1 п.л./1 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
 9. Погожина, И.Н. Деятельностный групповой тренинг — новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разработанный на основе метода П.Я. Гальперина / И.Н. Погожина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2012. - №4. - С. 123—132. (0,9 п.л./0,9 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,581].
10. Погожина, И.Н. Направления модернизации образовательных программ для подготовки специалистов в области ядерной безопасности / Н.И. Гераскин, А.А. Краснобородько, Э.Ф. Крючков, Т.А. Пискурева, И.Н. Погожина // Ядерная физика и инжиниринг. - 2014. - Том 5. №1. - С. 1-4. (0,8 п.л./0,2 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,174].
11. Pogozhina, I. Development of the logical operations in preschool children / I. Pogozhina // Procedia, social and behavioral sciences. - 2014. - Vol. 146. - P. 290–295. (0,5 п.л./0,5 п.л.). WoS. [ИФ – 0,420].
12. Погожина, И.Н. Внутренние закономерности функционирования системы логических операций у российских и китайских дошкольников: кросскультурный анализ / И.Н. Погожина // Национальный психологический журнал. - 2015. - №1(17). - С. 70-78. (1 п.л./1 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,530].
13. Погожина, И.Н. Исследование характера взаимосвязей между уровнями развития операциональных структур системы логического мышления при переходе от дооперационального к конкретно-операциональному этапу развития [Электронный ресурс] / И.Н. Погожина // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - №44. - С. 8. URL: http://psystudy.ru (1,1 п.л./1,1 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,902].
14. Погожина, И.Н. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель / И.Н. Погожина // Национальный психологический журнал. - 2015. - №3(19). - С. 35-44. (1,1 п.л./1,1 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,530].
15. Погожина, И.Н. Детерминация развития структур логического мышления сквозь призму постнеклассической парадигмы / И.Н. Погожина // Национальный психологический журнал. - 2015. - №4(20). - С. 13-22. (1,13 п.л./1,13 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,530].
 16. Погожина, И.Н. Модели взаимосвязи обучения и развития психики в культурно-историческом и деятельностном подходах [Электронный ресурс] / И.Н. Погожина // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2016. - Том 8. - №3. - С. 16-31. [ИФ РИНЦ – 0,189].
17. Погожина, И.Н. Взаимосвязь уровней развития логико-математических и пространственных операций у старших дошкольников [Электронный ресурс] / И.Н. Погожина, В.А.Кислова // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - №49. - С. 11. URL: http://psystudy.ru (1,12 п.л./0,9 п.л.). [ИФ РИНЦ – 0,902].

Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования

12. Погожина, И.Н. К вопросу о возможности компьютерного применения развивающих методик / И.И.Ильясов, И.Н.Погожина, Ю.М.Горвиц // Электронная техника. - Серия 9. Экономика и системы управления. - 1988. - №3 (68). - С. 46–48. (0,6 п.л./0,4 п.л.).
13. Погожина, И.Н. К вопросу о роли манипуляций в процессе формирования логических приемов познавательной деятельности у дошкольников / И.Н.Погожина // Пед. психология, возр. физиология, шк. гигиена, дефектология. - Т. 2. - ОЦНИ «Школа и педагогика» N 338-87 07.12.1987. - Москва, 1988. - 19 с. (0,8 п.л./0,8 п.л.).
14. Погожина, И.Н. Роль манипуляций в составе внешней деятельности в формировании конкретных умственных действий / И.Н.Погожина // Пед. психология, возр. физиология, шк. гигиена, дефектология. - Т. 4. - ОЦНИ «Школа и педагогика» N 338-87 07.12.1987. - Москва, 1988. - 18 с. (0,8 п.л./0,8 п.л.).
15. Погожина, И.Н. Проблема детерминации познавательного развития со стороны манипуляций с объектом как компонента внешней деятельности / И.Н.Погожина // Проблемы возрастной психологии: тезисы докладов к УП всесоюзному съезду Общества психологов. - Москва, 1989 г. - С. 56-57. (0,06 п.л./0,06 п.л.).
16. Pogozhina, I. The role of subjects' own manipulation of objects in conservation concept acquisition / I.Ilyasov, I.Pogozhina // Koops W., Hopkins B., Engelen P. Abstracts of the Thirteenth Biennial Meetings of the International Society for the Stady of Behavioural Development (ISSBD), 28 June-2 July 1994, Amsterdam, The Netherlands. - P. 367. (0,1 п.л./0,08 п.л.).
17. Pogozhina, I. Are subject's own manual interactions with the objects necessary for cognitive development? / I.Pogozhina // Book of abstracts. The Growing Mind international conference, September 14-18, 1996, Geneva, Switzerland. - P. 65. (0,1 п.л./0,1 п.л.)
18. Pogozhina, I. Non-manipulating conservation concept acquisition: Does the method restriction exit? / I.Pogozhina // Abstracts. The XIV-th Biennial Meetings of ISSBD, August 12-16, 1996, Quebec City, Canada. - P. 61. (0,07 п.л./0,07 п.л.).
19. Погожина, И.Н. Диагностика логического мышления дошкольников, младших и средних школьников (проблемы организации содержания спецкурса и отбора методик для спецпрактикума в рамках подготовки психологов-практиков в сфере образования) / И.Н.Погожина // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: тезисы Первой Всероссийской научно-методической конференции психологов, 19-21 марта 1998 г. (0,16 п.л./0,16 п.л.).
20. Pogozhina, I. The distinction of the cognitive activity structures of good and weak learners children: The diagnostic and forecasting problem / I.Pogozhina // Abstracts of XVth Biennial Meetings of ISSBD, Switzerland, Berne, 1-4 July, 1998. - P. 235-236. (0,2 п.л./0,2 п.л.).
21. Погожина, И.Н. Искусство ведения дискуссий как психологический инструмент нейтрализации нежелательных информационных воздействий / И.Н.Погожина // Информационные технологии и безопасность, вып. 6: материалы четвертой международной научно-практической конференции, Партенит, 22-26 июня 2004. - Киев, 2004. - С. 171-179. (0,5 п.л./0,5 п.л.).
22. Погожина, И.Н. Личностные особенности преподавателя как фактор эффективности учения / И.Н.Погожина, А.А.Панкратова // Материалы общероссийской конференции «Непрерывное образование: психологические, физиологические и социологические аспекты». - М., 2005. - С. 97-99. (0,2 п.л./0,1 п.л.).
23. Погожина, И.Н. Методика диагностики формально-логического мышления: диагностика сформированности структуры INRC / И.Н.Погожина // Школьный психолог. - 2006. - №9. - С. 40–43. (0,4 п.л./0,4 п.л.).
24. Погожина, И.Н. Методика обучения дошкольников пониманию принципа сохранения через формирование структуры логических операций классификации и сериации / И.В.Астахова И.В., И.Н.Погожина // Школьный психолог. - 2007. - №8. - С. 34–36.(0,4 п.л./0,2 п.л.).
25. Pogozhina, I. Vigotsky and Piaget: The proof of Piaget’s ideas by means of Vigotsky experimentally-genetic method / I.Pogozhina // Congresso Internacional de Psicologia. Estoril Vigotsky Conference, in Portugal, 24-26 June, 2010/ Educational psychology, page1. – 2010. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. – P.28. (0,1 п.л./0,1 п.л.).
26. Погожина, И.Н. Децентрация и конкретно-операциональные структуры мышления: природа взаимосвязи / И.Н.Погожина // Социальная психология и жизнь: Материалы международной научной конференции, 18-20 октября 2011, Санкт-Петербург / Отв. ред. А.Л.Свенцицкий. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2011. - С. 318-320. (0,12 п.л./0,12 п.л.).
27. Погожина, И.Н. Формирование умения децентрироваться и его влияние на уровни сформированности логических операций классификации, сериации и понимание принципа сохранения у старших дошкольников / И.Н.Погожина, Г.Люй // Юбилейный сборник РПО 125 лет Московскому психологическому обществу. В 4-х томах. Т. 4. / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская и Ю.П. Зинченко. - М.: Макспресс, 2011. - С. 37-39. (0,2 п.л /0,1 п.л.).
28. Pogozhina, I. Influence decentration on logic thinking formation at the senior preschool children / I.Pogozhina // Book of Abstracts. Islamic Azad University-I.R.Iran. 1st International Congress on Child and Adolescent Psychology (ICCAP) Cross-Cultural and Islamic Approaches. 2011. (0,8 п.л./0,8 п.л.).
29. Pogozhina, I. Formation of the conservation principle understanding through the formation of composition and structure of classification and seriation logical operations / I.Pogozhina // Book of Abstract. The 12th European Congress of Psychology, Istanbul, 4-8 July 2011. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. (0,1 п.л./0,1 п.л.).
30. Погожина, И.Н. Психологические условия формирования у студентов обобщенных умений делового общения / И.В.Коротаева, И.Н.Погожина, Е.А.Фролова // Социализация и ресоциализация личности в условиях современного общества: Материалы международной научно-практической конференции, 8-9 ноября, 2012. - Киев, 2012. (0,5 п.л./0,2 п.л.).
31. Погожина, И.Н. Диагностика когнитивной децентрации у дошкольников: Хьюз или Пиаже? / И.Н.Погожина // Ананьевские чтения – 2012. Психология образования в современном мире: Материалы международной научной конференции, 16-18 октября 2012 г. / Отв. ред. Н.В. Бордовская. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та. 2012. - С. 303-305. (0,1 п.л./0,1 п.л.).
32. Погожина, И.Н. Психологические факторы, влияющие на эффективность учебной коммуникации между преподавателями и учащимися старших классов / И.Н.Погожина // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: Материалы второй всероссийской научно-методической конференции учителей школ и преподавателей МГУ. Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 17 ноября 2012 года. - М., 2012. http://teacher.msu.ru/upload/teacher/conf/conf2012/sbornik/sbornik_2012_7-2_5.pdf (0,1 п.л./0,1 п.л.).
33. Погожина, И.Н. Возрастно-психологический и психолого-педагогический подходы к обеспечению информационной безопасности детей и подростков. Раздел 9 / О.А.Карабанова, А.И,Подольский, Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, С.В.Молчанов, И.Н.Погожина, Т.Ю.Садовникова // Концепция информационной безопасности детей. Электронный ресурс: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_9.pdf. - 2013. (3,9 п.л./1,4 п.л.).
34. Погожина, И.Н. Взаимосвязь уровня развития логического мышления и успешности усвоения естественнонаучных дисциплин / И.Н.Погожина // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование по естественнонаучным дисциплинам: Материалы третьей всероссийской научно-методической конференции. Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 16 ноября 2013 года. - М., 2013. - С. 234–235. (0,1 п.л /0,1 п.л.).
35. Погожина, И.Н. Психологическое давление как копинг-стратегия по разрешению внутрисемейных конфликтных ситуаций / И.Н.Погожина, А.И.Подольский // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Международной научно-практической конференции, Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л.Крюкова, Е.В.Куфтяк, М.В.Сапоровская, С.А.Хазова. - Т. 2. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2013. - С. 51–53. (0,2 п.л./0,1 п.л.).
36. Погожина, И.Н. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов / А.И.Подольский, И.Н.Погожина // Образование личности. - 2013. - №4.- С. 122–131. (1,3 п.л./1 п.л.).
37. Погожина, И.Н. Когнитивные составляющие распознавания ситуаций коррупционного взаимодействия / И.Н.Погожина, Д.Б.Пшеничнюк // Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы международной научной конференции, 21-23 октября 2014 г. / Отв.ред. Г.С. Никифоров. - СПб: Скифия-принт, 2014. - С. 192–194. (0,1 п.л./0,05 п.л.).
38. Погожина, И.Н. Исследование детерминант развития логического мышления дошкольников в рамках деятельностного подхода / И.Н.Погожина // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции. Москва. 6-8 февраля 2014 г. - М.: Издательство Московского университета, 2014. - С. 46–48. (0,1 п.л./0,1 п.л.).
39. Погожина, И.Н. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов / А.И.Подольский, И.Н.Погожина // Образование личности. - 2014. - №1. - С. 90–98. (1,3 п.л./1 п.л.).
40. Погожина, И.Н. Психологические условия формирования у студентов обобщенных умений делового общения / Е.С.Фролова, И.Н.Погожина, И.В.Коротаева // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции. Москва. 6-8 февраля 2014 г. - М.: Издательство Московского университета, 2014. - С. 201–204. (0,1 п.л./0,05 п.л.).
41. Погожина, И.Н. Психологические проблемы обучения и познавательного развития детей с двигательными расстройствами / И.Н.Погожина // VI-ая Международная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи»: сборник / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. - Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Москва, 2015. - С. 119–138. (1 п.л./1 п.л.).
42. Погожина, И.Н. Специалист 21-го века: анализ компетентностной модели с позиций деятельностной теории учения / И.Н.Погожина // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов общероссийской юбилейной конференции: В 5 томах: Том 2 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. - М.: Когито-Центр, 2015. - С. 102-104. (0,2 п.л./0,2 п.л.).
43. Погожина, И.Н. Формирование обобщенных умений делового общения новым методом деятельностного группового тренинга / И.Н.Погожина, Е.С.Фролова // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов общероссийской юбилейной конференции: В 5 томах: Том 2 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. - М.: Когито-Центр, 2015. - С. 104-106. (0,2 п.л./0,1 п.л.).
44. Погожина, И.Н. Сравнительный анализ характера взаимосвязи между уровнями развития операциональных структур логического мышления у дошкольников из России и Китая / И.Н.Погожина // Воспитание и обучение детей младшего возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. Москва, 12-14 мая 2016 года. - М., 2016. - С. 839-841. (0,3 п.л./0,3 п.л.).

Другие публикации автора по теме диссертационного исследования

Учебно-методические пособия:

1. Погожина, И.Н. Внешняя деятельность и познавательное развитие: программа курса / И.Н.Погожина // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сборник программ / Под ред. проф. И.И.Ильясова, доц. Н.А.Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - С. 71-83. (1 п.л./1 п.л.).

2. Погожина, И.Н. Методы диагностики и коррекции познавательной сферы детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: программа курса / И.Н.Погожина // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сборник программ / Под ред. проф. И.И.Ильясова, доц. Н.А.Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - С. 154-163. (0,8 п.л./0,8 п.л.).

3. Погожина, И.Н. Методы диагностики и коррекции познавательной сферы детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста (к одноименному спецкурсу):  программа спецпрактикума / И.Н.Погожина // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сборник программ / Под ред. проф. И.И.Ильясова, доц. Н.А.Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - С. 199-201. (0,2 п.л./0,2 п.л.).

4. Погожина, И.Н. Как предотвращать ситуации психологического и эмоционального давления в семье и справляться с ними: Методическое пособие для клиентов службы психологической поддержки населения г. Москвы / И.Н.Погожина, А.И.Подольский. - М., 2011. 39 с. (2 п.л./1,5 п.л.).

 


Дата размещения автореферата: 16.09.2016

Дата подачи заявления соискателем в диссертационный совет о принятии диссертации к рассмотрению: нет данных

Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 16.09.2016

Дата размещения текста диссертации на сайте Научно-консультативного совета: 06.09.2016

Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 16.12.2016


Author: unknown