Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества

Захарова, Е.И. Родительство как возрастно-психологический феномен: дис. докт. наук: 19.00.13 / Захарова Елена Игоревна – М. – 2017. – Том 1, 376 с. – Том 2, 100 с.

Автор: Захарова Елена Игоревна

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук

Научная специальность

19.00.13 - Психология развития, акмеология (психологические науки)

Родительство как возрастно-психологический феномен

  • Содержание дисссертации
  • Публикации (ВАК)
  • Публикации
  • Процедура
  • En

Обсуждение названия диссертации:

Тема утверждена

Научная новизна (из автореферата)

1.              Впервые теоретически обосновано и эмпирически доказано, что становление родительства как индивидуально-психологического образования происходит в процессе освоения и последующего присвоения культурно-обусловленной социальной позиции родителя в ходе реализации деятельности по обеспечению условий развития ребенка и его психологического благополучия. Установлена преемственность между закрепленными в культуре формами организации семьи как социального института, деятельностью, реализуемой на основании представлений о содержании родительской роли/позиции, и личностными новообразованиями периода вхождения в родительство.

2.              Впервые с позиции возрастно-психологического подхода в логике структуры психологического возраста – социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность – представлен целостный анализ психологических изменений, происходящих в период вхождения в родительство.

3.              В ходе теоретико-эмпирического анализа выделена и описана специфика родительской позиции в сравнении с другими позициями взрослого в отношении ребенка (няни, воспитателя, учителя), как по содержанию, так и по и степени выраженности факторов, отражающих качества  взрослого человека ее реализующего.

4.              Впервые успешность присвоения социальной позиции родителя рассматривается в связи со становлением внутренней позиции родителя как результата осознания и принятия взрослым человеком позиции посредника, ответственного за физическое, психическое и социальное развитие ребенка, его психологическое благополучие, что обуславливает готовность к реализации родительских функций.

5.      Впервые эмпирически доказано, что принятие родительской позиции является личностным выбором взрослого человека. Условиями его осуществления являются высокая степень выраженности стремления к достижению благополучия ребенка в мотивационной сфере родителя, ценностная направленность  на удовлетворение потребностей ребенка. Показана связь успешности принятия социальной позиции родителя с такими присущими зрелой личности качествами, как эмпатия, толерантность, положительное самоотношение.

6.      Показано, что неприятие родительской позиции препятствует формированию внутренней позиции родителя и влечет за собой стремление полностью или частично отказаться от реализации родительской роли. Эмпирически установлено, что негативное отношение к родительской роли может выступать как осознанная позиция (осознанный отказ от материнства) или не осознаваться женщиной, что сопровождается избеганием самостоятельной реализации материнской роли и соматическими расстройствами в сфере репродуктивного здоровья.

7.      Впервые анализ происходящих в период вхождения в родительство изменений, как жизненной ситуации взрослого человека, так и его самого, осуществляется с позиции возрастно-психологического подхода:

- показано, что перестройка системы социальных отношений в связи с появлением ребенка в семье  становится для родителя развивающей ситуацией. Потенциал для развития личности раскрывается в связи с необходимостью освоения новой системы отношений, где в силу абсолютной беспомощности ребенка родитель должен принять на себя всю полноту ответственности за жизнь и благополучие другого человека; принять приоритетность его потребностей и стать источником близких, эмоционально насыщенных отношений. Освоение новой социальной позиции родителя представлено как способ решения задачи развития периода ранней взрослости (освоение новых ролей, преодоление противоречия автономии против интимности, принятие на себя ответственности);

 - впервые на теоретическом и эмпирическом уровне выделены психологические новообразования личности периода вхождения в родительство; установлено, что качественные преобразования мотивационной, ценностной направленности и идентичности родителя касаются в равной степени как матерей, так и отцов, носят устойчивый характер и содержат в себе черты личностной зрелости;

- показано, что условием появления новообразований является реализация родительской деятельности, впервые показано ее развивающее значение в данном периоде жизни.

8. Впервые выявлена связь родительской позиции с возрастом ребенка. Показано, что его взросление сопровождается не только изменением функционального содержания родительской деятельности, но и изменением родительской позиции.

Заключение организации, в которой выполнена диссертация

Документ доступен по ссылке

Научный консультант

Карабанова Ольга Александровна

Место работы и должность научного консультанта в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Карабанова Ольга Александровна – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В.Ломоносова»

Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Поливанова Катерина Николаевна – доктор психологических наук, профессор; профессор департамента образовательных программ, директор центра исследований современного детства Института образования ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ;

Васягина Наталия Николаевна – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования Института психологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»;

Ермолаева Марина Валерьевна – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой возрастной психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный институт»

Текст автореферата

Текст автореферата доступен по ссылке

Текст диссертации

Текст диссертации доступен по ссылкам 1 и 2

Диссертационный совет, в который представлена диссертация

Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 501.001.95 на базе МГУ имени М.В. Ломоносова

Организация, в которой выполнено диссертационное исследование

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Место работы соискателя при представлении диссертации в диссертационный совет

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Должность соискателя при представлении диссертации в диссертационный совет

Доцент кафедры возрастной психологии

Ведущая (оппонирующая) организация

Российский государственный гуманитарный университет

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК

1.      Захарова, Е.И. Родительство как ресурс личностного развития в зрелости / Е.И. Захарова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2007. - № 8 (34). - С.69-75. (0,91п.л.) ИФ РИНЦ – 0,051.

2.      Захарова, Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции / Е.И. Захарова // Культурно-историческая психология. – 2008. - № 2, - С.24- 28 (0,8 п.л.) ИФ РИНЦ – 0,258. 

3.      Захарова, Е.И. Особенности мотивационной серы матерей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста / Е.И. Захарова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 2. – С.97-109 (0,82п.л.) ИФ РИНЦ – 0,286.

4.      Захарова, Е.И. Условия удовлетворенности материнством женщин, имеющих детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Захарова, Н.Ю. Калачёва // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. – 2012. - № 28. – С.1226-1234 (0,76/0,6 п.л.) ИФ РИНЦ - 0,074.

5.      Захарова, Е.И. Условия становления материнской идентичности / Е.И. Захарова, Ю.А. Торчинова // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. – 2012. - № 28. - С.1234-1240 (0,57/0,5 п.л.) ИФ РИНЦ - 0,074.

6.      Захарова, Е.И. Представление о характере социальной роли как средство ориентировки в ее исполнении / Е.И. Захарова // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 4. – C. 38-41 (0,4 п.л.) ИФ РИНЦ - 0,269.

7.      Захарова, Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового возраста в условиях позднего материнства [электронный ресурс] / Е.И. Захарова // Психологическая наука и образование. psyedu.ru. - 2014. - Т.6. - № 4. - С.182–193. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Zakharova.phtml (0,67 п.л.) ИФ РИНЦ - 1,104.

8.      Захарова, Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста в условиях «позднего материнства» / Е.И. Захарова // Национальный психологический журнал. – 2014. - № 2. - С. 97-101 (0,53 п.л.) ИФ РИНЦ - 0,694.

9.      Захарова, Е.И. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО / Е.И. Захарова, В.А. Якупова // Национальный психологический журнал. – 2015. - № 1(17). - С. 96-104. – (0,9 п.л. /0,5 п.л.). ИФ РИНЦ - 0,681.

10.    Захарова, Е.И. Психологический компонент «привычного невынашивания беременности» / Е.И. Захарова, А.С. Чуваева // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. - № 1. - С. 104-116  (1п.л./0,8 п.л) ИФ РИНЦ - 0,571.

11.   Zakharova, E.I. Psychological conditions of parenthood formation in IVF / Vera A. Yakupova, Elena I. Zaharova // Procedia – Social and Behavioral Scienses, (2013) August 2014. – V. 146 (25). – P. 112–117 (0,6 п.л. / 0,3 п.л.)  Source SNIP -  0.42.

12.    Zakharova, E.I. The mental state of women with an IVF pregnancy / V.A. Yakupova, E.I. Zakharova, A.N. Abubakirov // Psychology in Russia: State of the Art. – 2015. - 8(1) –P. 14-21. (0,5 п.л. / 0,3 п.л.) Scopus SJR - 0, 23.

13.   Захарова, Е.И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли / Е.И. Захарова // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т.11. - №1. - С.44–49. (0,54 п.л.) ИФ РИНЦ - 0,400.

14.   Захарова, Е.И. Освоение родительской позиции как траектория развития в зрелом возрасте / Е.И. Захарова // Педагогическое образование в России. – 2015. - № 11. - С.152-158  (0,65 п.л.) ИФ РИНЦ - 0,600.

15.   Захарова, Е.И. Особенности внутренней позиции матери у участниц программы ЭКО / В.А. Якупова, Е.И. Захарова  // Культурно-историческая психология. - 2016. - № 1. - С. 46-55 (1,25п.л./0,7 п.л.) ИФ РИНЦ - 0,400.


Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования

  1. Захарова, Е.И. Роль ценностно-смысловой ориентировки в подготовке женщины к родам / Е.И. Захарова // Журнал практического психолога. - 2002. - № 4-5. - С.53-60 (0,5 п.л.)
  2. Захарова, Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка / Е.И. Захарова // Журнал Практического психолога. - 2003. - № 4-5. - С.38-46 (0,51 п.л.)
  3. Захарова, Е.И. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства / Е.И. Захарова, А.А. Петрова // Семейная психология и семейная терапия. 2004. - № 3. – С.54-71 (0,5 п.л./ 0,4 п.л.)
  4. Захарова, Е.И. Становление отношения матери к ребенку в связи с содержанием ее ценностно-смысловой сферы / Е.И. Захарова, О.А. Рязанова// Материалы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». Ч. 2. М.,25-27октября. - 2005. - С.64-69 (0,2 п.л.)
  5. Захарова, Е.И. Особенности ценностно-смысловой сферы женщин, ожидающих ребенка / Е.И. Захарова, Н.С. Кукушкина // Перинатальная психология и психология родительства. - 2005. - № 1. - С.75-93 (0,52 п.л. / 0,45 п.л.)
  6. Захарова, Е.И. Изменение системы социальных отношений женщины в период ожидания ребенка / Е.И. Захарова, И.В. Гроссманн // Перинатальная психология и психология родительства. - 2005. - № 1.- С.93-116 (0,65 п.л. / 0,6 п.л.)
  7. Захарова, Е.И. Диагностика ценностной направленности матери / Е.И. Захарова, Н.С. Кукушкина // Психологическая диагностика. - 2005. - № 4. - С.45-58 (0,65 п.л. / 0,6 п.л.)
  8. Захарова, Е.И. Особенности принятия родительской позиции / Е.И. Захарова, А.И. Строгалина // Психологическая диагностика. – 2005. - № 4. - С.58-70 (0,4 п.л. / 0,35 п.л.)
  9. Захарова, Е.И. Опыт родительства и личностное развитие в зрелости / Е.И. Захарова // Перинатальная психология и психология родительства.- 2007. - № 4. - С.69-86 (0.5 п.л.)
  10. Захарова, Е.И. Особенности страхов беременных женщин, связанные с переживанием внутрисемейной ситуации / Е.И. Захарова, Е.А. Булушева // Перинатальная психология и психология родительства. – 2009. - № 3. - С.15-34 (0,53 п.л. / 0,5 п.л.)
  11. Захарова, Е.И. Мотивационная основа родительства и характер его осуществления / Е.И. Захарова // Перинатальная психология и психология родительства. - 2010. - № 4. - С.33-37 (0,2 п.л.)
  12. Захарова, Е.И. Проблема определения психологического статуса у ребенка до рождения [электронный ресурс] / Е.И. Захарова // Электронное периодическое издание «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы». - 2010. – № 1. – 157. www.perinataljourn.ru (0,6п.л.)
  13. Захарова, Е.И. Возрастно-психологическое развитие в период вхождения в родительство / Е.И. Захарова // Актуальные проблемы психологии развития: возрастной, образовательный, семейный аспекты. К 40-летиюкафедры возрастной психологии – М.: МГУ имени М.В.Ломоносова. - 2012. – с.42-52 (0,55 п.л.)
  14. Захарова, Е.И. Психологические аспекты привычного невынашивания беременности / Е.И. Захарова, А.С. Чуваева // Журнал акушерства и женских болезней. том LX. Специальный выпуск. Национальный конгресс "Дискуссионные вопросы современного акушерства". Санкт-Петербург, 1-4 июня. - 2011. - С. 41-42 (0,1 п.л. / 0.1 п.л.)
  15. Захарова, Е.И. Индивидуально-психологические особенности женщин, стремящихся к партнерству в родах / Е.И.Захарова, Н.В. Ладышкина // Журнал акушерства и женских болезней. том LX. Специальный выпуск. Национальный конгресс "Дискуссионные вопросы современного акушерства". Санкт-Петербург, 1-4 июня. - 2011. - С.40-41 (0,1 п.л. / 0.1 п.л.)
  16. Zakharova, E.I. Personal maturity as a condition of competent parenthood / E.I. Zakharova // 15th European Conference on Developmental Psychology. Norway, University of Bergen - August 22-27, 2011. – P. 253 (0,1 п.л.)
  17. Захарова, Е.И. Возрастно-психологическое развитие женщины в связи с «вхождением» в родительство / Е.И. Захарова // Материалы Vсъезда Российского психологического общества. Том I. Москва, 14-18 февраля 2012. -  2012 – С. 128-129 (0,1 п.л.)
  18. Zakharova, E.I. Features consciousness of women waiting for the childbirth / E.I. Zakharova // Abstract book 16th European conference on developmental psychology. September 3-9, 2013 Lausanne. – 2013. – P. 185 (0,1 п.л.)
  19. Захарова, Е.И. Социальная зрелость личности как условие принятие социальной позиции родителя / Е.И.Захарова // Горизонты зрелости. Сборник научных статей / Ред. Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко, М.А.Одинцова. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ. - 2015- С.82-96 (0,7 п.л.)
  20. Захарова, Е.И. Качество межличностных отношений как условие принятия  родительской позиции / Е.И. Захарова  // ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3. / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. – М.: Когито-Центр. -  2015. – С. 203-206 (0,3 п.л.)
  21. Захарова, Е.И. Характер изменения материнской сферы деятельности и материнской позиции в связи с взрослением ребенка [электронный ресурс] / Е.И. Захарова // VI-ая Международная научная конференция Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. - Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. – 2015, электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. - С. 236-243 (0,52 п.л.)

Другие публикации автора по теме диссертационного исследования

  1. Захарова, Е.И. Новая книга о беременности / Е.И. Захарова, Е.Ю. Печникова, Г.Г. Филиппова. - М.: Дрофа, 2001 –  256 с. (10п.л./3,5 п.л.)
  2. Захарова, Е.И. Беременность. Консультации  акушера-гинеколога и психолога (монография) / Г.Г. Филппова, Е.И. Захарова, Е.Ю. Печникова. - М.: Эксмо, 2008 – 220 с. (10 п.л./3,5 п.л.)
  3. Захарова, Е.И. Ценность материнства у современных женщин и практика осуществления родительской деятельности. Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография / Рецензенты: О.В. Москаленко, В.В. Спасенников – М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ ИД «Астраханский университет», 2013. – 110 с. С.73-86 (4,06 п.л./0,85 п.л.)
  4. Захарова, Е.И. Психология детско-родительских отношений / Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И. Захарова, Е.Г. Суркова, Н.И. Федотова, Г.Г. Филиппова Психология семьи. Учебник. - М.: ACADEMIA, 2014 – 240 с. (14,46 п.л. /4,12 п.л.)
  5. Захарова, Е.И., Психология освоения родительства: научная монография / Захарова Е.И. - М.: ИИУ МГОУ, 2014. – 252 с. (14,73 п.л.)

Дата размещения автореферата: 17.02.2017

Дата подачи заявления соискателем в диссертационный совет о принятии диссертации к рассмотрению: нет данных

Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 17.02.2017

Дата размещения текста диссертации на сайте Научно-консультативного совета: 08.02.2017

Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 19.05.2017


Author: unknown