Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества

Пшеничнюк, Д.В. Психологические условия формирования у студентов способов распознавания коррупционного поведения: дис. канд. наук: 19.00.07 / Пшеничнюк Диана Владимировна – М. – 2017. – 266 с.

Автор: Пшеничнюк Диана Владимировна

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

Научная специальность

19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки)

Психологические условия формирования у студентов способов распознавания коррупционного поведения

  • Содержание дисссертации
  • Публикации (ВАК)
  • Публикации
  • Процедура
  • En

Обсуждение названия диссертации:

Тема утверждена

Научная новизна (из автореферата)

Впервые сопоставлено содержание житейского и научного знания о коррупции, описаны необходимые и достаточные признаки для формирования распознавания понятия «коррупция». Эмпирически показано, что содержание житейского знания о коррупции является неполным и частным (т.е. не содержит необходимые и достаточные признаки коррупционного взаимодействия, существенные для его распознавания), что не позволяет эффективно распознавать ситуации коррупционного взаимодействия.

Впервые установлено наличие значимых связей между: отношением к коррупции и знанием определения понятия «коррупция»; отношением к коррупции и знанием методов противодействия коррупции. Чем более субъект осведомлен о методах противодействия коррупции, тем менее он терпим к коррупционному поведению.

Впервые показано, что когнитивный компонент коррупционного взаимодействия и антикоррупционной компетенции имеют сходное содержание и структуру, в отличие от мотивационного и эмоционального компонентов, имеющих противоположную направленность. В содержание когнитивного компонента антикоррупционной компетенции включены знания о коррупции и содержание умения распознавать ситуации коррупционного взаимодействия. Построена схема ориентировочной основы действия распознавания ситуаций коррупционного взаимодействия.

Впервые разработана система условий эффективного формирования умения распознавать ситуации коррупционного взаимодействия, включающая содержание знаний о коррупции, способах ее распознавания (ориентировка), задаваемые культурно-социальной средой, и организацию их усвоения в процессе управляемого обучения.

Впервые установлено, что функционирование сформированного содержания умения распознавать ситуации коррупционного взаимодействия приводит к повышению уровня развития логического приема «подведение под понятие».

Заключение организации, в которой выполнена диссертация

Полный текст документа доступен по ссылке

Научный руководитель

Погожина Ирина Николаевна

Место работы и должность научного руководителя в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Погожина Ирина Николаевна – доктор психологических наук, доцент; доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В.Ломоносова»

Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Ермолаева Марина Валерьевна – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»

Данилова Елена Евгеньевна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник; ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО».

Текст автореферата

Полный текст документа доступен по ссылке

Текст диссертации

Полный текст документа доступен по ссылке

Диссертационный совет, в который представлена диссертация

Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 501.001.11 на базе МГУ имени М.В. Ломоносова (работал до сентября 2017 года)

Организация, в которой выполнено диссертационное исследование

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Ведущая (оппонирующая) организация

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК

1. Пшеничнюк, Д.В. Особенности распознавания понятия "коррупция" студентами (на выборке студентов ММА имени И.М. Сеченова) / Д.В. Пшеничнюк // Вестник Тверского государственного университета. - Серия Педагогика и психология. – 2015а. - № 1. - С. 237-242. 0,4 п.л. ИФ РИНЦ – 0,066.

2. Пшеничнюк, Д.В. Особенности распознавания школьниками и студентами понятия коррупция / Д.В. Пшеничнюк // Вестник Тверского государственного университета. - Серия Педагогика и психология. – 2015д. - № 4. - С. 403-407. 0,35 п.л. ИФ РИНЦ – 0,066.

3. Пшеничнюк, Д.В. Роль когнитивного компонента в формировании антикоррупционной компетенции у студентов / Д.В. Пшеничнюк // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2016е. - Том 6. № 6А. – С. 204-212. 0,39 п.л. ИФ РИНЦ - 0,417.

 


Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования

1. Пшеничнюк, Д.В. Организационная культура государственной службы на примере Федерального агентства по делам молодежи / Д.В. Пшеничнюк // Материалы 37-ой Международной молодежной научной конференции "Гагаринские чтения"-2011, МАТИ-РГТУ имени К.Э. Циолковского. – Москва. - 2011. – С. 158-160. (0,12 п.л.-0,12 п.л.)

2. Пшеничнюк, Д.В. Реализация социальных проектов для молодежи в рамках "Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации 2007-2016" / Д.В. Пшеничнюк, Ю.А. Удалова // Материалы 38-ой Международной молодежной научной конференции "Гагаринские чтения". - 2012, МАТИ-РГТУ имени К.Э. Циолковского. – Москва. - 2012. – С. 230-231. (0,12 п.л.-0,06 п.л.)

3. Пшеничнюк Д.В. Антикоррупционное образование в России и в мире [Электронный ресурс] / Д.В. Пшеничнюк // Материалы XX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов - 2013". Секция "Психология", Москва, Россия, 2013а. - http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2240/51956_74cd.pdf (0,08 п.л.-0,08 п.л.)

4. Пшеничнюк, Д.В. Антикоррупционное образование и воспитание в России и мире / Д.В. Пшеничнюк // Сборник тезисов Международной конференции "Деятельностная педагогика и педагогическое образование". - Воронеж. - 2013б. – С. 102-104. (0,12 п.л.-0,12 п.л.)

5. Пшеничнюк, Д.В. Взаимосвязь умения распознавать элементы коррупционного взаимодействия и оценки экологической безопасности [Электронный ресурс] / Д.В. Пшеничнюк // Материалы научной конференции «Новые образовательные программы МГУ и школьное образование – 2013», Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013в. -http://teacher.msu.ru/upload/teacher/conf/conf2013/sbornik/sbornik_2013_7-2_9.pdf (0,08 п.л.-0,08 п.л.)

6. Пшеничнюк, Д.В. Особенности антикоррупционного просвещения в России / Д.В. Пшеничнюк // Всероссийский журнал научных публикаций. Издательство Эстет. – Москва. – 2013г. - № 5 (20). - С. 72-73. (0,25 п.л.-0,25 п.л.)

7. Пшеничнюк, Д.В. Проблема разработки ООД по формированию распознавания понятия «коррупция» [Электронный ресурс] / Д.В. Пшеничнюк // Материалы XXI Международной научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов - 2014", Секция "Психология", Москва, Россия, 2014а. - http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2014/2641/2200_51956_03b20a.pdf (0,12 п.л.-0,12 п.л.)

8. Пшеничнюк, Д.В. Когнитивные составляющие распознавания ситуаций коррупционного взаимодействия / И.Н. Погожина, Д.В. Пшеничнюк // В сборнике Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. - Спб: Скифия-принт. – 2014б. - С. 192-194. (0,12 п.л.-0,06 п.л.)

9. Пшеничнюк, Д.В. Взаимосвязь между развитием логической операции подведения под понятие и умением распознавать коррупционные ситуации (у студентов вузов) [Электронный ресурс] / Д.В. Пшеничнюк // Сборник тезисов XXII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов-2015", Москва, Россия, 13-17 апреля 2015. Москва. - 2015б. - https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/6929/uid51956_report.pdf (0,12 п.л.-0,12 п.л.)

10. Пшеничнюк, Д.В. Особенности распознавания коррупции студентами-медиками / Д.В. Пшеничнюк // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 14–16 апреля 2015 г.): в 2 ч. / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой; Минобрнауки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ. – 2015в. – Ч. 2. – С. 98-101. (0,17 п.л.-0,17 п.л.)

11. Пшеничнюк, Д.В. Когнитивный компонент распознавания понятия «коррупция» / Д.В. Пшеничнюк // Сборник тезисов III Международной конференции «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2015), Воронеж, Россия, 18-22 сентября 2015г. - С. 90-92. (0,12 п.л.-0,12 п.л.)

12. Пшеничнюк, Д.В. Исследование психологических условий диагностики и формирования у студентов умения распознавать коррупцию [Электронный ресурс] / Д.В. Пшеничнюк // Сборник тезисов XXIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2016», МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 11-15 апреля 2016. Москва. - 2016а. -https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2016/data/8499/uid51956_report.pdf (0,12 п.л.-0,12 п.л.)

13. Пшеничнюк, Д.В. Психологические условия формирования у студентов когнитивного компонента «антикоррупционной компетенции» / И.Н. Погожина, Д.В. Пшеничнюк // В сборнике Ананьевские чтения - 2016. Психология - вчера, сегодня, завтра. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета. - 2016б. - С. 318-320. (0,12 п.л.-0,06 п.л.)

14. Пшеничнюк, Д.В. Психологические условия формирования антикоррупционной компетенции у будущих профессионалов / И.Н. Погожина, Д.В. Пшеничнюк // В сборнике: Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва,12-15 октября 2016 г. / Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой. Москва: Издательство ООО «Акрополь».– 2016в. - С. 392-399. (0,33 п.л.-0,17 п.л.)

15. Пшеничнюк, Д.В. Психологические условия формирования у студентов умения распознавать ситуации коррупционного взаимодействия / Д.В. Пшеничнюк // Современные тенденции развития науки и технологий. Периодический научный сборник. - Серия 11-12. - Белгород. Издательство АПНИ. – 2016г. - С. 110-116. (0,30 п.л.-0,30 п.л.)

16. Пшеничнюк, Д.В. Психологический анализ содержания знания о коррупционном и антикоррупционном взаимодействии / Д.В. Пшеничнюк // Сборник материалов Межрегионального молодежного научного форума (с международным участием) «XXIV Акмеологические чтения магистрантов и аспирантов». – Москва. - 2016д. - С. 186-188. (0,12 п.л.-0,12 п.л.)

 


Дата подачи заявления соискателем в диссертационный совет о принятии диссертации к рассмотрению: нет данных

Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 26.04.2017

Дата размещения текста диссертации на сайте Научно-консультативного совета: 26.04.2017

Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 16.06.2017


Author: unknown