Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход
Фаликман Мария Вячеславовна
Аннотация автора
Объект исследования: зрительное внимание человека
Предмет исследования: механизмы конструирования (укрупнения) перцептивных единиц в задачах на внимание
Цель исследования: продемонстрировать эвристичность конструктивно-деятельностного подхода к вниманию как методологии, интегрирующей когнитивную, культурно-деятельностную и конструктивистскую научно-исследовательские программы в психологии познания, проанализировав феномены, виды и механизмы укрупнения перцептивных единиц в задачах на внимание на материале «эффекта превосходства слова».
Теоретико-методологические основы исследования: методология конструктивистского анализа познания (Ж. Пиаже, Ф.Ч. Бартлетт, Дж. Брунер, Р. Грегори, В.Ф. Петренко), физиология построения движений (Н.А. Бернштейн), представление об опосредствованном строении высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), концепция уровневой природы восприятия как процесса решения сенсорных и перцептивных задач (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов, А.Г. Асмолов, М.Б. Михалевская), когнитивный подход к исследованию конструктивной природы внимания человека (У. Найссер, А. Оллпорт, О. Нойманн, Д. Норман и др.). В работе также особо выделены подходы и концепции, в которых осуществлялись попытки наведения мостов между когнитивной психологией и физиологией целенаправленной активности Н.А. Бернштейна, разные современные исследования познания как действия (Б.М. Величковский, Дж. Верч, М. Коул, В. Каптелинин и др.)
Основное содержание исследования. В исследовании доказывается, что реализация принципа опосредствования в когнитивных исследованиях позволяет дать объяснение более широкого круга феноменов познания и, в частности, феноменов внимания человека. Основой такого взаимообогащения разных направлений в изучении природы внимания может стать методология конструктивизма, в соответствии с которой решение задач на внимание нами предлагается рассматривать как конструирование перцептивных единиц, повышающих эффективность её решения (например, за счет «опосредствования» словом). Экспериментально демонстрируется необходимость различения структурных и функциональных перцептивных единиц, которые определяются разными типами так называемых «нисходящих» (top-down) процессов в зрительной системе. Формирование новой функциональной единицы восприятия представляет собой целенаправленное перцептивное действие, которое может быть рассмотрено как «акт внимания» и соотнесено с процессами «объектно-ориентированного внимания», обсуждаемыми в когнитивной психологии. Структурные единицы обусловлены прошлым опытом человека, требуют симультанного предъявления знакомого контекста и могут образовываться в условиях отвлеченного пространственного внимания. В качестве «объектов внимания» выступают готовые структурные перцептивные единицы.
В целях доказательства конструктивной природы зрительного внимания, проявляющейся в разных феноменах изменения размера перцептивных единиц, в частности, за счет опосредствования словом как культурным орудием организации зрительного внимания, было проведено пять циклов экспериментальных исследований, включающих 15 взаимодополнительных экспериментов, моделирующих «эффект превосходства слова» в разных условиях. В целом в экспериментах участвовало свыше 600 человек. Результаты экспериментальных исследований анализировались с помощью адекватного статистического аппарата (метод дисперсионного анализа, непараметрические методы анализа данных и др.).
В работе обосновывается предположение о том, что структурный механизм укрупнения перцептивных единиц представляет собой форму внешнего опосредствования зрительного внимания, в то время как функциональный механизм - форму внутреннего опосредствования. При этом слово выступает как культурное средство овладения собственным вниманием и конструирования перцептивных единиц.
Варьирование «эффекта превосходства слова» позволяет экспериментально исследовать роль опосредствования в процессах автоматизации-деавтоматизации при решении перцептивных задач, многократные переходы между уровнями действий и операций (А.Н. Леонтьев). Функциональный механизм укрупнения перцептивных единиц дает возможность избежать закономерных ошибок зрительного внимания, описанных в когнитивной психологии (в частности, «мигания внимания»). Применение субъектом знакового опосредствования в решении перцептивной задачи определяется не только арсеналом доступных средств, но и структурой задачи в целом.
Результаты исследования нашли отражение в 27 статьях из перечня ВАК, 2 главах в коллективных монографиях, одном монографическом издании (учебник для психологических факультетов университетов, рекомендованный МО РФ), 20 статьях в других изданиях, 42 публикациях в сборниках тезисов и материалов конференций.
Диссертация на соискание ученой степени: доктора наук
Научная специальность: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
Отрасли науки: 19.00.00 - психологические науки
Рассмотрено на: заседании Ученого совета факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова 4 декабря 2015 г. и принято решение утвердить тему диссертации Фаликман Марии Вячеславовны «Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход» на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии».
Научный консультант — Асмолов Александр Григорьевич
Ключевые слова: зрительное внимание человека
Возраст испытуемых: возраст не указан
Обсуждено на: заседании кафедры психологии личности и общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова 25 ноября 2015 г. (протокол № 11) и рекомендовано к утверждению в Ученом совете факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.