Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества
Имплицитные теории интеллекта и личности в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека (у лиц с разным образовательным уровнем)

Имплицитные теории интеллекта и личности в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека (у лиц с разным образовательным уровнем)

Аннотация автора

Актуальность

Проводится все больше исследований, направленных на выявление роли имплицитных теорий в регуляции разных аспектов жизни человека (имплицитные теории семьи (Лидерс, Минеева, 2012), доверия (Аллахвердов, 2013), интеллекта и личности (Корнилова и др., 2010; Dweck, 1999; Двек, 2013). Однако остается не ясным их место по отношению к уровням самосознания личности и мотивации, интеллекту и личностным свойствам. «Имплицитные теории» базируются на таситном знании (Стернберг и др., 2002) и понимаются как стихийно складывающиеся Lay theories (Furnham, 1988). В литературе широко представлены исследования связи имплицитных теорий с уровнем интеллекта и академической успешностью студентов (Blackwell, Trzesniewski, Dweck, 2007; Heine et al., 2001; Dweck, Leggett, 1988), с установками на обучение у преподавателей (Rattan, et al., 2011), а также личностными свойствами, в частности, толерантности к неопределенности (Kornilova, Chumakova, Izmailova, 2015).

Наша работа будет направлена на конкретизацию места и функциональной роли имплицитных теорий интеллекта и личности, а также имплицитных теорий креативности в структуре интеллектуально-личностного потенциала, а именно их связей с мотивацией и самооценками, интеллектом и саморегуляцией. Будут применяться квазиэкспериментальный и психодиагностический подходы, опросники и материал творческих задач.

В настоящее время на российских выборках апробированы методики диагностики имплицитных теорий (ИТ) интеллекта и личности Двек – Смирнова (Смирнов, 2005) Корнилова и др., 2008) и ИТ креативности (Павлова, 2015). Со стороны когнитивных составляющих будут фиксироваться показатели психометрического интеллекта с помощью тестов интеллекта, а также метаконтроль как параметр саморегуляции. Со стороны личностных свойств предполагается исследование связи ИТ со стабильными чертами личности (в частности, планируется использование краткого опросника диагностики черт Большой Пятерки). А поскольку имплицитные теории в большей степени актуализируются в ситуациях субъективной неопределенности, компенсируя отсутствие соответствующих ситуации знаний, будут контролироваться связанные с неопределенностью личностные характеристики, а именно, толерантность к неопределенности и склонность к риску.

Исследование планируется провести на материале решения инсайтных задач, ситуаций принятия решения и вербально заданных сюжетных ситуаций, связанных с возможностью проявления регулятивной роли имплицитных теорий. Кроме того, будут подобраны пространственные задачи и анаграммы, представляющие собой проблемные ситуации, стратегии решения которых объективно возможно фиксировать с помощью методики фиксации движений глаз. Таким образом, выраженность имплицитных теорий решателя будет изучаться в связи с личностными свойствами и объективно фиксируемыми стратегиями переобследования ситуации субъективной неопределенности.

Для объективной фиксации обследования проблемной ситуации будет применен метод фиксации движений глаз. Ранее было показано, что у разделяющих разные ИТ испытуемых различаются показатели компонентов вызванных потенциалов после ошибок (Moser, 2011), а также паттерны двигательной активности глаз – дети, которым через похвалу за способности индуцировалась ИТ «заданности», обращали больше внимания на ошибки в предъявляемым им для просмотра рисунках, чем дети из группы с индукцией теории «приращаемости» (похвала за способности повышала внимание к ошибкам, поскольку наличие ошибок является угрожающим признаком того, что ребенок не обладает позитивным качеством) (Zentall, 2012). Кроме того, диаметр зрачка связывают с когнитивным контролем, а значит, это еще один способ фиксации когнитивного контроля в данном исследовании (помимо получения данных с помощью опросника) (Szulewski, 2014).

Цель исследования: выявление связей между имплицитными теориями, интеллектом и личностными характеристиками.

Задачи:

  1. На основании анализа литературы в теоретическом и методологическом планах составить представление о подходах к определению места имплицитных теорий интеллекта в структуре интеллектуальных, мотивационных и личностных свойств, а также связях имплицитных теорий интеллекта с метаконтролем.
  2. Разработать методический аппарат для проверки гипотез о связях между имплицитными теориями интеллекта и метаконтролем (определить материал, на котором будет проведено исследование – инсайтные задачи/ принятие решений; задачи, представленные в наглядном плане для проведения исследования с регистрацией движений глаз).
  3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление связей имплицитных теорий интеллекта с метаконтролем, личностными и мотивационными характеристиками.

Объект исследования: интеллектуально-личностный потенциал

Предмет исследования: связи имплицитных теорий с психометрическим интеллектом и личностными свойствами (стабильными и динамически изменяемыми)

Методологические основания работы составят положения культурно-исторической теории о единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, О.К. Тихомиров); представления о самосознании и саморегуляции (Т.В. Корнилова, В.И. Моросанова, Е.Л. Сергиенко); уровневые представления о строении сознания (В.П. Зинченко).

Методы. Квазиэксперимент, корреляционное исследование.

Методики. Тесты интеллекта, личностные опросники.

Помимо фиксации личностных свойств с помощью опросников, предполагается изучение стратегий решения проблемных сюжетных, вербально заданных, ситуаций. Кроме того, для объективной фиксации обследования ситуации, степени обследования разных ее элементов, будет применен метод фиксации движений глаз.

Новизна

Настоящее исследование направлено на реализацию принципа единства аффекта и интеллекта применительно к имплицитным теориям – в их связях с объективными показателями интеллекта и личностными свойствами – стабильными характеристиками и динамически изменяемыми структурами. Кроме того,  для объективной фиксации участия когнитивных и личностных структур, актуализирующихся при решении проблемных ситуаций, будет применен метод фиксации движений глаз.

Диссертация на соискание ученой степени: кандидата наук

Научная специальность: 19.00.05 - Социальная психология (психологические науки)

Отрасли науки: 19.00.00 - психологические науки

Научный руководитель — Корнилова Татьяна Васильевна

Ключевые слова: интеллект; личность; имплицитные теории интеллекта; имплицитные теории личности

Возраст испытуемых: возраст не указан