Формирование базовых научных понятий как фактор повышения эффективности подготовки психологов
Рабесон Мария Давидовна
Аннотация автора
В условиях возрастающего интереса к профессии психолога и массовом характере подготовки в этой области очевидна необходимость выявления условий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса. Особый научный интерес связан с формированием профессионального сознания уже на начальных этапах психологического образования. Такой подход к организации психолого-педагогических условий подготовки психологов позволит сформировать у учащихся способность к глубокому анализу и критическому отношению к осваиваемому материалу. Что, в свою очередь, оптимизирует образовательный процесс, позволяя лучше ориентироваться в предметной области психологии. Именно рассмотрением основных принципов организации учебного процесса в рамках базовой подготовки психологов обусловлена актуальность нашего исследования.
Научная новизна исследования заключается в выявлении состава и содержания понятий, лежащих в основе предметного уровня профессионального сознания, и разработке психолого-педагогических условий повышения эффективности формирования этих понятий в структуре профессионального сознания будущих психологов.
Объектом исследования выступит процесс формирования базовых научных понятий на начальном этапе вузовской подготовки психологов.
Предметом исследования станут психолого-педагогические условия формирования базовых научных понятий как средство повышения эффективности становления профессионального сознания.
Цель исследования состоит в выявлении, обосновании и разработке специальных психолого-педагогических условий формирования базовых научных понятий, значимых для профессиональной деятельности психолога и играющих решающую роль в становлении предметного уровня профессионального сознания на начальных этапах подготовки психологов.
Практическая ценность исследования заключается в том, что выявленные психолого-педагогические условия повышения эффективности вузовской подготовки могут быть использованы при организации образовательного процесса по ряду гуманитарных направлений. А конкретные практические разработки создадут основу для организации формирования профессионального сознания на начальном этапе профессионального становления.Диссертация на соискание ученой степени: кандидата наук
Научная специальность: 19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки)
Отрасли науки: 19.00.00 - психологические науки
Научный руководитель — Нечаев Николай Николаевич
Ключевые слова: профессиональное сознание; предмет профессиональной деятельности; формирование понятий; психологическое образование; эффективность вузовской подготовки
Обсуждено на: заседании кафедры психологии языка и преподавания иностранных языков факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 19 октября 2016 года (протокол № 3)