Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества
Формирование «объективно-аналитического метода» понимания студентами языка художественных произведений

Формирование «объективно-аналитического метода» понимания студентами языка художественных произведений

Звонова Елена Владимировна

Аннотация автора

Актуальность темы исследования. Современный мир развивается в условиях активной межкультурной коммуникации. Социум представляет возможность общаться с произведениями искусства разных культур, эпох, народов, что является объективным условием диалога культур. Л.С.Выготский в «Психологии искусства» писал о необходимости разработки «объективно-аналитического метода» психологии искусства, при котором художественное произведение («а не психология автора или реакция зрителя») является предметом исследования и рассматривается как особая форма познания. Необходимо создание психолого-педагогической модели метода как системы содержания и форм организации образовательного процесса, направленных на формирование понимания художественных произведений как основы готовности и возможности познания разных культур и межкультурного взаимодействия.

Цели и основные задачи исследования - разработать «объективно-аналитический метод» понимания языка художественных произведений как основы психолого-педагогической модели обучения, позволяющей: 1) описать принципы построения знаково-символических систем в их культурно-историческом развитии; с психологической точки зрения обосновать трансформацию средств художественного языка и художественных форм; 2) выделить психолого-педагогические условия формирования понимания знаково-символической среды в культурно-историческом развитии; 3) исследовать влияние сформированных умений понимания произведений искусства на готовность студента к межкультурной коммуникации.

Научная новизна исследования - объективно-аналитический метод разработан как система содержания, приемов, действий, форм и средств обучения, позволяющих формировать понимание художественных произведений, созданных в разных культурах. Обучение строится на следующих положениях:

1.                 Произведения искусства разных культур можно рассматривать как воплощение с помощью особых знаково-символических средств разных образов мира (А.Н.Леонтьев, С.Д. Смирнов, В.В. Петухов, С.Л. Новоселова). Образ мира обусловливает содержание и форму представленности культуры. Характеристики образа мира определяют состав знаково-символических средств, их функции в создании структуры (художественной формы) и возможные эстетические реакции человека, поскольку образ мира организует процесс познания.

2.                 Впервые эмпирически доказана возможность и эффективность формирования умения понимать символы разных культурно-исторических систем в процессе получения опыта взаимодействия с художественными произведениями разных культур в специально организованном обучении.

3.                 Объективно-аналитический метод рассматривает понимание как активное порождение смысла в контексте диалога культур, подводя психологический базис для интеграции исследований психологии искусства, педагогической психологии и смежных социогуманитарных наук.

4.                 В процессе формирования понимания музыкальной культуры студентами разных специальностей показано, что понимание художественных произведений обладает свойствами широкого переноса

Методологической основой исследования выступили: исследования роли символа (Г. Гегель, И. Кант, Л.С. Выготский, E. Cassirer); теория диалога культур В.С. Библера; исследования символизма искусства в философии и символической философии (В.Ф. Асмус, Р. Барт, Е.Я. Басин, М.М. Бахтин, Б. Кроче, А.Ф. Лосев, Н.П. Полторацкий, А.Пятигорский, В.С. Швырев, Г.Г. Шпет, R.G. Collingwood, A.J. Greimas, U. Eco, S.K. Langer, Ch. Morris, L.A Richards, A.N. Whitehead); фундаментальные положения деятельностного подхода отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.И. Подольский); концепция образа мира (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, В.В. Петухов, С.Л. Новоселова); теоретические положения и результаты исследований организации учебной деятельности студентов (И.И. Ильясов, Ю.П. Зинченко); исследования, посвященные знаково-символической деятельности и процессу символизации (Н.Г. Салмина, А.Ш. Тхостов, А.Н. Веракса, О.С. Шалина); теоретические положения о роли понимания в познании (В.В. Знаков, В.П. Зинченко); исследования в области теории и истории музыкальной культуры (Л.В. Александрова, В.В. Медушевский, Е.В.Назайкинский, Ю.Н. Холопов, U.Мichels, Р. Hindemich, M. Wehnet., E. Zonis).

В качестве предметной области было выбрано музыкальное искусство. Экспериментальное исследование было проведено в форме формирующего эксперимента с 2001 по 2015 год. В нем приняли участие 2072 студента разных специальностей разных вузов. В ходе экспфиментального исследования изучены возможности формирования объективно-аналитического метода понимания языка художественных произведений разных культур, рассмотрено влияние экспериментального обучения на характеристики понимания, проведен анализ дополнительных факторов, оказывающих влияние на формирование понимания языка художественных произведений разных культур.

Теоретическая значимость исследования:

-      предложен новый для педагогической психологии объективно-аналитический метод понимания языка художественных произведений, применение которого в процессе обучения приводит к формированию возможности обучающихся к межкультурному взаимодействию;

-      положения отечественной психологии об «образе мира» как подход к изучению познавательной сферы позволили изучить основу переноса усвоенных знаний и умений в другие области: образование структуры в одной какой-либо области приводит к структурной перестройке, расширению, изменению образа мира в целом, что способствует развитию структурных функций и в других областях;

-      создана оригинальная типология культур, базирующаяся на психологических характеристиках разных типов образа мира, которые детерминируют формирование культур разного типа, экспериментально подтверждена эффективность использования данной типологии в обучении;

-    предложена новая концепция изучения культурного наследия, опирающаяся на психологические закономерности возникновения знаково-символических систем и их культурно-историческое развитие и на целенаправленной активизации взаимодействия аффективного и когнитивного компонентов понимания.

Практическая значимость исследования. Разработанный объективно-аналитический метод понимания художественных произведений может стать основой для создания структуры, методов и средств обучения для специализированных и интегративных гуманитарных курсов.

Опубликовано 102 работы, из них 16 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, монография, глава в двух коллективных монографиях, 10 учебных пособий.

Диссертация на соискание ученой степени: доктора наук

Научная специальность: 19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки)

Научный консультант — Салмина Нина Гавриловна

Обсуждено на: заседании кафедры психологии образования и педагогики 19.10.2016 г., протокол №3.

Обсуждение темы диссертации

Выписка из протокола заседания кафедры