Психологическое содержание уважения к родителям в подростковом возрасте
Коновалова Александра Михайловна
Аннотация автора
Актуальность темы исследования определяется важностью внутрисемейных взаимоотношений и их влиянием на формирование многих социально значимых качеств личности.
Обращение к такому элементу детско-родительских отношений (ДРО) как уважение обусловлено тем, что часто именно уважение становится содержанием запроса к практикующим психологам особенно в случае ДРО с подростками. Практика психологической помощи семье свидетельствует о специфике отношения к родителю взрослеющего ребенка и уменьшении психологической дистанции между родителями и детьми в современном обществе. Если основой ДРО для маленького ребенка служит характер эмоциональной связи с родителем, то в подростковом возрасте ребенок открывает для себя родителя в качестве личности, обладающей целым рядом индивидуально-психологических особенностей, участника широкого круга внесемейных социальных отношений. Важнейшей задачей подросткового и юношеского возраста, наряду с автономизацией и эмоциональной дифференциацей от родителей, становится перестройка ДРО на основе взаимного уважения и равноправия. В отношении к родителям появляется новый аспект – уважение.
Понятие «уважение» широко используется в различных научных отраслях: философии, этике, социологии, педагогике и психологии (S. Darwall; C. Сranor; R.S. Dillon; S.D. Hudson; N. van Quaquebeke; Ш.Дж. Ахундова). В психологической науке эта категория используется в эмпирических исследованиях в области ДРО, психологии групп, психологии управления, психологии конфликтов и др. При этом приходится констатировать, что понятия «уважение» и «уважение к родителям» часто используются без какого-либо описания и/или определения, часто отождествляются с понятиями «любовь» (Э. Фромм, Э. Берн, А.С. Спиваковская, Л.М. Панкова, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова, C. Bagnoli) и «авторитет» (Р. Чалдини, Ю.Б. Гиппенрейтер, Дж.Ч. Добсон), что ставит особую задачу по анализу существующих подходов с целью четкой и однозначной категоризации данных понятий.
В возрастной психологии проблема уважения к родителям и условий его становления освещена мало. Ряд авторов делает предположения о возрасте становления уважения к родителям (Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, М.И. Лисина, О.А. Карабанова), ряд авторов – о причинах возникновения уважения к родителям (А.В. Петровский, M. Price-Mitchell), при этом комплексные эмпирические исследования условий становления уважения к родителям не проводились. Также далеко не полностью раскрыты роль уважения к родителям на разных этапах психического развития и становления личности и условия его становления, что определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования состоит в выявлении психологического содержания, возрастной специфики и условий становления уважения к родителям в подростковом возрасте.
Объект исследования – детско-родительские отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования – уважение к родителям, условия и факторы его становления в подростковом возрасте.
Практическая значимость. Для достижения целей и задач исследования разработан специальный опросник, который может применяться для выявления степени уважения детьми собственных родителей, а также может стать инструментом консультативной помощи, направленной на гармонизацию детско-родительских отношений. Описанные условия становления уважения к родителям могут быть использованы для повышения родительской компетентности. Открывается возможность практических рекомендаций для достижения высокой степени уважения подростками родителей. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов в области психологии и педагогики.Диссертация на соискание ученой степени: кандидата наук
Научная специальность: 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психологические науки)
Отрасли науки: 19.00.00 - психологические науки
Научный руководитель — Захарова Елена Игоревна
Ключевые слова: уважение; уважение к родителям; детско-родительские отношения; подростковый возраст
Обсуждено на: заседании кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 21 апреля 2015 года (протокол № 11)