Богоявленская Диана Борисовна
Дата рождения: 27.07.1932
Учебное заведение:
Философский и психологический факультеты МГУ им. Ломоносова
Специальность по диплому: философ, психолог
Ученое звание: профессор
Ученая степень: доктор психологических наук
Статус в РПО: Руководитель Московского отделения РПО до 2017 г.
Должность: руководитель группы диагностики творчества, главный научный сотрудник
Место работы: Психологический институт РАО
Секция РПО: Секция когнитивной психологии
RuPsyID: 2011-a-0007
Отделение РПО: Московское отделение РПО
Субъект РФ: город Москва
Город: Москва
В Московском университете читает спецкурс по психологии и диагностике творческих способностей.
Академик РАЕН (1999), Академии менеджмента в образовании и культуре (1996) и Международных академий творчества (1989), психологических наук (1999). Член научных советов РАО и МГПУ. Председатель Московского общества психологов (1990). Председатель Московского регионального отделения Российского психологического общества (1994). Зам. председателя Координационного совета президентской программы «Одаренные дети» (1997). Руководитель работы коллектива по разработке отечественной концепции одаренности. Член редколлегии журналов: «Alter – ego» (1990–1994), «Психологическое обозрение» (1995–2002), «Одаренный ребенок» (2002).
Область научных интересов
Психология творчества и одаренности. Разработала новое научное направление в данной области. Выделила единицу анализа творчества, дала ее операциональное раскрытие. Разработанный ею метод «Креативное поле» позволяет адекватно идентифицировать творческие способности и одаренность, что дает возможность более эффективно осуществлять работу по их развитию и реализовывать индивидуализацию образования. Валидность метода доказала на выборке более 7,5 тыс. испытуемых в течение 30 лет. Вместе с учениками изучила структуру и генезис творческих способностей в срезовых и лонгитюдных (до 30 лет) экспериментах. Провела дифференциацию всей феноменологии творчества и построила его типологию. Разработанный подход был положен в основу отечественной теории творчества.
Награды
Орден «За служение науке»; 12 медалей: Отличник просвещения; медалью ВДНХ; 850-летия Москвы; им. К.Д.Ушинского; им. П.Г. Челпанова; им.В.И. Вернадского; «За вклад в развитие образования», Лауреата премии Президента в области образования; МАПН «Человеческий фактор»; «За вклад в развитие военной науки»; «За содружество во имя спасения –МЧС; «Патриот России»; 4 почетными знаками: тремя знаками «ПСИ» -РПО и РАО; «Петра Великого»; «Ника» за вклад в психологическую науку; рядом почетных грамот. Дважды победитель (2002 и 2014) и трижды лауреат конкурса «Золотая психея» в различных номинациях в разные годы. Победитель в номинации «женщина – ученый» Первого международного женского конгресса в РФ в 2014 г.
Публикации
Автор более 350 научных публикаций, из них 5 книг. Председатель редакционного совета журнала «Образование личности», член пяти редакционных советов, редактор множества сборников РПО и по проблемам творчества и одаренности.
Публикации за рубежом:
- Bogoyavlenskaya D.B. The comparative analisys of Different approaches to creativity. 155-th biennial ISSBD Meetings, Bern, 1998.
- Bogoyavlenskaya D.B. On the Method of identification of Giftedness. Conference Oxford, 1998.
- Bogoyavlenskaya D.B. Alternative method of creativity diagnostics. 27 International Congr. of Psychology. Stockholm, july. 2000
Монографии:
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. МО, М., 1998, 2003. 3,5п.л.. (Отв.ред.) Тир. 3000.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Академия, М., 2002. 20,0 п.л. Тир. 3000 экз.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности. НИИОО. 2005. 10,0 п.л. Тир. 3000 экз.
Сборники:
- Богоявленская Д.Б. Учитель - ученик: Психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. Научный редактор. № 13, 1999. 16,0
- Богоявленская Д.Б. Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы. Состав. и предс. Редколлегии. Мат-лы I Моск. Конференции студентов и аспирантов. 1999. 15,0 п.л. Тир.
- Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Отв.ред. Одаренность: рабочая концепция. Ежегодник РПО. Т.8, Самара, 2000. 18,0 п.л.
- Богоявленская Д.Б. Педагогические системы: “Одаренные дети”. Научный редактор. М., 2000. 10,0 п.л.
- Богоявленская Д.Б. Учитель – ученик: Психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. Научный редактор. М., № 22, 2000. 16,0 п.л.
- Богоявленская Д.Б. Одаренность: рабочая концепция. Библиотека «Одаренные дети». М., 2002. 12,0 п.л.. Отв.редактор, составит. Тир. 1000
- Богоявленская Д.Б., Климов Е.А. Психология и ее приложения. Ежегодник РПО. Т. 8 в 3-х выпусках. 2002. Отв.ред., сост. 66,0 п.л.
- Богоявленская Д.Б., Калиш И.В. Одаренность: методологические и социально-педагогичесиеские аспекты развития. По мат. Межд.конф. Научн. редактор. Воронеж. Январь. 2002. 15,0 п.л. Тир.
- Богоявленская Д.Б. Ежегодник РПО. Спецвыпуск в 3-х т. М. 2005. Отв.ред. 90.0 п.л.. Тир.1000 экз.
- Богоявленская Д.Б. Науч.ред. Рабочая концепция одаренности – в практику образования. Одаренный ребенок. 2004. №№ 4-6. 24,0 п.л.