Афанасенкова Елена Леонидовна
Дата рождения: 21.03.1965
Учебное заведение: Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)
Специальность по диплому: Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования
Ученая степень: Кандидат психологических наук
Доп. образование: 1. Диплом о профессиональной переподготовке (ПП) с правом на ведение профессиональной психологической деятельности (660400001497; регистрационный номер2793/15 Д), ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург), 2018 г., по дополнительной профессиональной программе (ДПО) «Психология развития и саморазвития: психодиагностика, психологическое консультирование, коррекция». 2. Диплом о ПП с правом на ведение профессиональной деятельности по специальности «Клиническая психология и психотерапия» (272412075857; регистрационный номер 000-167), ООО «Институт социально-психологической адаптации и здоровья нации «ПЕРСПЕКТИВЫ»» (г. Комсомольск-на-Амуре), 2021 г., квалификация: Клинический психолог, специализация: патопсихологическая диагностика и психотерапия. 3. Диплом о ПП с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления (592400069445, регистрационный номер 3172), АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки» (г. Пермь), 2021 г., программа ДПО «Государственное и муниципальное управление», квалификация: Специалист по государственному и муниципальному управлению. 4. Диплом о ПП с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере арт-терапии (772400095672, регистрационный номер 1015), АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере» (г. Москва), 2022 г., программа ДПО «Арт-терапия и современные направления терапии искусствами в психологической практике», квалификация: Арт-терапевт.
Должность: доцент кафедры психологии, заместитель директора Института психологии и педагогики по научной работе
Место работы: Институт психологии и педагогики, ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет
Наличие и направление практической деятельности: психологическая диагностика взрослых; психологическая диагностика детей; индивидуальное консультирование; семейное консультирование; консультирование взрослых; детское консультирование; организационное консультирование, в т.ч. коучинг; психокоррекция взрослых; психокоррекция детей; психотерапия взрослых; социально-психологические тренинги
Членство в научных обществах: член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН)
Отделение РПО: Сахалинское отделение РПО
Субъект РФ: Сахалинская область
Город: Южно-Сахалинск
Имеет более 30 благодарностей с занесением в трудовую книжку (личное дело), из них за работу в вузе – более 20, в СахГУ – более 18, в том числе:
• «Почетная грамота Министерства образования и науки РФ» – Приказ № 339 / к-н от 28.04.2016 г.
• «Почетная грамота Сахалинской областной Думы» – Протокол заседания Совета областной Думы № 95 от 03.10.2016 г.
• «Почетная грамота министерства цифрового и технологического развития Сахалинской области» – Приказ № 339/к-н от 28.04.2016 г.
• «Благодарственное письмо администрации г. Южно-Сахалинска» – Постановление администрации г. Южно-Сахалинска № 804-па от 20.03.2017 г.
• «Почетная грамота Министерства образования Сахалинской области» – Распоряжение Министерства образования Сахалинской области № 312-65 р. от 07.02.2018 г.
• «Почетная грамота министерства цифрового и технологического развития Сахалинской области» – Распоряжение № 12-р. от 04.02.2020 г.
• Неоднократно награждалась по СахГУ Благодарностями, Благодарственными письмами ректора, Грамотами ректора, Почетными грамотами ректора.
Сведения о публикациях
Кол-во научных работ – 138, из них: монографий – 6; пособий – 3 (одно с грифом УМО, ДВРУМЦ); публикации (РИНЦ) – 100; публикации (ВАК) – 12; публикации (Scopus) – 3; публикации (WoS) – 1.
Наиболее значимые публикации:
1. Афанасенкова Е.Л. Видеотренинг общения как эффективная форма развития коммуникативной компетентности студентов группы профессий «человек – человек»: учебное пособие. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2019. – 248 с. (Гриф УМО ДВРУМЦ)
2. Афанасенкова Е.Л. Особенности структуры мотивов учения студентов педагогов-психологов. // Известия Российской академии образования. – 2011. – № 4. – С. 137–153. (Журнал из перечня ВАК)
3. Афанасенкова Е.Л. Динамика мотивов учения студентов вуза. // Психология обучения. – 2011. – № 12. – С. 60–75. (Журнал из перечня ВАК)
4. Афанасенкова Е.Л., Артюкевич А.Н. Мотивы учебной деятельности студентов вуза разных профессиональных направлений в современных условиях образования. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. –
№ 1. – C. 140–153. (Журнал из перечня ВАК)
5. Афанасенкова Е.Л. Теоретическое обоснование содержания понятия «мотивационно-личностная сфера» и ее характеристик. // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – 2014. – № 4.– C. 5–15. (Журнал из перечня ВАК)
6. Афанасенкова Е.Л., Артюкевич А.Н. Сравнительный анализ динамики ведущих мотивов учебно-профессиональной деятельности на примере студентов разных поколений (2002–2013 гг.). // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2015. – № 1. – С. 155–169. (Журнал из перечня ВАК)
7. Афанасенкова Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза (параграф 2.1. в коллективной монографии). // Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография [Текст] / под науч. ред. Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой; Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – С. 76–99.
8. Афанасенкова Е.Л. Мотивационная сфера, мотивация и мотивы будущих специалистов в системе их профессиональной подготовки: монография. Южно-Сахалинск: изд-во «Кано», 2017. – 294 с.
9. Афанасенкова Е.Л. Интерактивные технологии обучения в работе преподавателя высшей школы по подготовке педагогов-психологов. // Известия Российской академии образования. – 2017. – № 3 (43). – С. 80–95. (Журнал из перечня ВАК)
10. Афанасенкова Е.Л. Различия в учебной мотивации студентов 1 и 4 курсов гуманитарных направлений подготовки. // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 10. – С. 72–81. (Журнал из перечня ВАК)
11. Афанасенкова Е.Л., Ведяшкина Ю.А. Интерактивные технологии как эффективное средство обучения студентов вуза (параграф 1.4 в коллективной монографии). Социально-психологический тренинг как инновационная форма обучения в высшей школе (параграф 2.5 в коллективной монографии) // Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы: психолого-педагогические аспекты : коллективная монография / ред. сост.: Е.Л. Афанасенкова, Р.А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2018. – С. 85 – 113; 194 – 234.
12. Афанасенкова Е.Л. Профилактика агрессивного поведения подростков (параграф 2.2 в коллективной монографии) // Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации [Электронный ресурс] : коллективная монография / А. В. Смирнов [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Н. Н. Васягиной, Е. А. Казаевой. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – 261 с. – С. 157 – 195.
13. Афанасенкова Е.Л., Васягина Н.Н. Психическое и психологическое здоровье в структуре личности педагога. // Психическое здоровье. – М.: изд-во Индивидуальный предприниматель Иришкин Дмитрий Андреевич. – 2019. – № 1. – С. 49 – 59. (Журнал из перечня ВАК)
14. Афанасенкова Е.Л., Васягина Н.Н. Педагогическое образование в России. – Екатеринбург : изд-во ФГБОУ ВО «УрГПУ». – 2019. – № 2. – С. 10–30. (Журнал из перечня ВАК)
15. Афанасенкова Е.Л. Самореализация как психологический ресурс личности педагога, педагога-психолога в исследованиях зарубежных авторов (научная статья на английском языке) // Актуальные проблемы профессиональной сферы в современном мире: материалы VI международной научно-практической конференции молодых ученых на иностранных языках». 14 марта 2019 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Н.Н. Сергеевой. – Екатеринбург: [б. и.], 2019. – Ч. I. – С. 10 – 16.
16. Афанасенкова Е.Л., Куприна М.В. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС. – 2019. – Т. XVI. – Вып. 2 (62). – С. 94 – 105. (Журнал из перечня ВАК)
17. Афанасенкова Е.Л., Vasyagina N.N., Vedyashkina J.A., Vasyagina S.A., Abramovskih N.V. Psychological Resources Of Pedagogical Staff Professional Self-Realisation // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS ISSN: 2357-1330 (Web of Science). PSYRGGU, 2019. Volume LXIV (July 15, 2019.). Published by the Future Academy Edited by: Prof. Dr. T. Martsinkovskaya & Prof. Dr. V. Orestova. P. 740 – 747. Cover page: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2019.7.1. [Electronic resource]: https://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/PSYRGGU2019/ (Web of science)
18. Афанасенкова Е.Л., Ведяшкина Ю.А. Особенности содержания профессиональной самореализации воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург : изд-во ФГБОУ ВО «УрГПУ». – 2019. – № 8. – С. 124–133. (Журнал из перечня ВАК)
19. Афанасенкова Е.Л. Актуальные проблемы профессиональной самореализации личности на современном этапе развития образования (научная статья в коллективной международной монографии) // Человек в современном мире: кризис и глобализация. Международная междисциплинарная коллективная монография. / Сост., ред. M. le Chanceaux, И.Э. Соколовская. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. – С. 355 – 365.
20. Афанасенкова Е.Л., Аухадеева Ю.Н. Особенности формирования подрастающего поколения в условиях современной семьи через систему общечеловеческих универсальных ценностей (научная статья в коллективной международной монографии) // Там же. – С. 365 – 375.
21. Афанасенкова Е.Л., Каменева О.Г. Социум и культура как детерминанты формирования нравственности подрастающего поколения (научная статья в коллективной международной монографии) // Там же. – С. 384 – 400.
22. Афанасенкова Е.Л., Ким О.В. Психологическое здоровье детей как основа социального благополучия формирующейся личности (научная статья в коллективной международной монографии) // Там же. – С. 400 – 409.
23. Афанасенкова Е.Л., Морозова Ю.А. Мотивация как стержневой компонент профессионального саморазвития личности (научная статья в коллективной международной монографии) // Там же. – С. 413 – 418.
24. Афанасенкова Е.Л., Панкстьянова Н.А. Мотивация студентов, как важная часть в структуре их будущей профессиональной самореализции (научная статья в коллективной международной монографии) // Там же. – С. 418 – 424.
25. Afanasenkova E.L., Baranova Е.M., Shvetsova A.D. Areas of correction and development work with intellectually gifted students // Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020) E3S Web of Conferences 210, 20021 (2020). DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018128. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2020/70/e3sconf_itse2020_18128/e3sconf_itse2020_18128.html (Scopus Q 4)
26. Afanasenkova E.L., Dmitrieva V.V., Morozov V.A., Romanova A.V., Pankstyanova N.A. Influence of the structure of educational and professional motivation on the level of aspirations of psychology students of higher educational institutions // Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020) E3S Web of Conferences 210, 18130 (2020). DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018130. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2020/70/e3sconf_itse2020_18130/e3sconf_itse2020_18130.html (Scopus Q 4)
27. Afanasenkova E.L., Morozova J.A., Pankstyanova N.A. Motivation of students with different professional education levels as a determinant of future professional self-realization // Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020) E3S Web of Conferences 210, 19034 (2020). DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021019034. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2020/70/e3sconf_itse2020_19034/e3sconf_itse2020_19034.html (Scopus Q 4)
28. Афанасенкова Е.Л., Миронова М.О. Форсайт-сессия как инновационная технология актуализации профессиональной самореализации молодых педагогов (научная статья в коллективной международной монографии) // Высшее образование в современном мире: история и перспективы: коллективная монография. Там 2 / Сост., ред. M.В. Бахтин. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2022. – С. 172 – 214.
29. Афанасенкова Е.Л., Визитова С.Ю. Стрессоустойчивость как детерминанта профессиональной самореализации педагогических работников (научная статья в коллективной международной монографии) // Высшее образование в современном мире: история и перспективы: коллективная монография. Там 2 / Сост., ред. M.В. Бахтин. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2022. – С. 215 – 236.
30. Афанасенкова Е.Л., Абдулина В.С., Галеня А.Р., Витюк А.В. Влияние цифровых технологий на внеучебную деятельность в образовательном пространстве вуза (на примере Сахалинского государственного университета) (научная статья в коллективной международной монографии) // Высшее образование в современном мире: история и перспективы: коллективная монография. Там 2 / Сост., ред. M.В. Бахтин. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2022. – С. 259 – 274.
Тема докторской диссертации: «Эффекты и детерминанты профессиональной самореализации работников системы образования»
Область научных интересов: Психология мотивации; Психология саморазвития и самореализации личности; Педагогическая психология; Возрастная психология; Социальная психология; Общая психология; Клиническая психология; Арт-психология; Тестология; Практическая психология (психодиагностика, психокоррекция, консультирование, тренинговая работа и т. п.).