Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества

Бороздина Лидия Васильевна

Дата рождения: 31.03.1941

Учебное заведение:

1967 — факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова

Специальность по диплому: психолог

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор психологических наук

Должность: профессор кафедры общей психологии факультета психологии

Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова

RuPsyID: 2012-a-0020

Субъект РФ: город Москва

Город: Москва

Действительный член Нью-Йоркской академии наук (1998). Член международной редколлегии журнала «Иностранная психология» (1993).

Темы диссертации

  • Кандидатской
    Исследование деятельности наблюдателя при обнаружении и различении стимулов в пороговой зоне
  • Докторской
    Теоретико-экспериментальное исследование самооценки

Область научных интересов

  • История и современное состояние научной характерологии.

Основные результаты

Построена новая концепция характера, определяющая предмет дисциплины без его редукции к психологии личности и устанавливающая ясное различие двух психических образований – личности и характера. Концепция позволяет выделить единицы анализа названных образований, их строение и генезис; самооценка, ее место и функции в структуре самосознания. Создано новое направление в исследовании феномена оценки себя человеком. Обнаружен не описанный ранее внутриличностный конфликт, выражающийся в несоответствии уровней самооценки и притязаний, что сопровождается широким спектром отрицательных эмоций в виде тревоги, агрессии, фрустрации, а также изменением мотивов и стиля межличностных отношений. Верификация полученных данных на материале патологии (первичная гипертония, дуоденальная язва) позволяет квалифицировать найденные преморбидные особенности как факторы риска психосоматических заболеваний, развивающихся по механизму длительного и высокоамплитудного эмоционального перенапряжения; перцепция и тревога. Разработана методика оценки уровня тревожности по параметру восприятия времени. При переоценке временных интервалов фиксируется увеличение индекса тревожности, при недооценке – его снижение. Методика портативна и не имеет прямых зарубежных аналогов; дерматоглифика. Начато изучение психогенетики, вскрывающее возможности применения пальцевых и ладонных отпечатков в качестве объективных маркеров врожденных задатков.

Педагогическая деятельность

В МГУ читает лекции по характерологии, соотношению самооценки и уровня притязаний в норме и патологии. Ведет семестровые практикумы по психологии характера и диагностике отдельного случая, используя авторские психодиагностические схемы.

Для слушателей ФПК читает лекции по современным теориям характера и зависимости личностных качеств от типа связи самооценки и выбора целей.

Подготовила 5 кандидатов наук.

Публикации

Опубликовала около 100 научных работ.