Бороздина Лидия Васильевна
Дата рождения: 31.03.1941
Учебное заведение:
1967 — факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова
Специальность по диплому: психолог
Ученое звание: профессор
Ученая степень: доктор психологических наук
Должность: профессор кафедры общей психологии факультета психологии
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова
RuPsyID: 2012-a-0020
Субъект РФ: город Москва
Город: Москва
Действительный член Нью-Йоркской академии наук (1998). Член международной редколлегии журнала «Иностранная психология» (1993).
Темы диссертации
- Кандидатской
Исследование деятельности наблюдателя при обнаружении и различении стимулов в пороговой зоне - Докторской
Теоретико-экспериментальное исследование самооценки
Область научных интересов
- История и современное состояние научной характерологии.
Основные результаты
Построена новая концепция характера, определяющая предмет дисциплины без его редукции к психологии личности и устанавливающая ясное различие двух психических образований – личности и характера. Концепция позволяет выделить единицы анализа названных образований, их строение и генезис; самооценка, ее место и функции в структуре самосознания. Создано новое направление в исследовании феномена оценки себя человеком. Обнаружен не описанный ранее внутриличностный конфликт, выражающийся в несоответствии уровней самооценки и притязаний, что сопровождается широким спектром отрицательных эмоций в виде тревоги, агрессии, фрустрации, а также изменением мотивов и стиля межличностных отношений. Верификация полученных данных на материале патологии (первичная гипертония, дуоденальная язва) позволяет квалифицировать найденные преморбидные особенности как факторы риска психосоматических заболеваний, развивающихся по механизму длительного и высокоамплитудного эмоционального перенапряжения; перцепция и тревога. Разработана методика оценки уровня тревожности по параметру восприятия времени. При переоценке временных интервалов фиксируется увеличение индекса тревожности, при недооценке – его снижение. Методика портативна и не имеет прямых зарубежных аналогов; дерматоглифика. Начато изучение психогенетики, вскрывающее возможности применения пальцевых и ладонных отпечатков в качестве объективных маркеров врожденных задатков.
Педагогическая деятельность
В МГУ читает лекции по характерологии, соотношению самооценки и уровня притязаний в норме и патологии. Ведет семестровые практикумы по психологии характера и диагностике отдельного случая, используя авторские психодиагностические схемы.
Для слушателей ФПК читает лекции по современным теориям характера и зависимости личностных качеств от типа связи самооценки и выбора целей.
Подготовила 5 кандидатов наук.
Публикации
Опубликовала около 100 научных работ.