Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества
Научные специальности

19.00.04 - Медицинская психология (психологические науки)

Шифр и паспорт специальности

19.00.04 - Медицинская психология (психологические науки)

Паспорт

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.04 – «Медицинская психология» является:

- изучение общих и частных психологических закономерностей изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;

- выявление закономерностей влияния психических факторов на укрепление здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни;

- анализ и выявление психических факторов, влияющих на возникновение, течение и преодоление болезней и других стойких состояний дезадаптации, на успешную социально-трудовую реабилитацию;

- повышение адаптационных ресурсов личности, гармонизация психического развития и межличностных отношений в процессах предупреждения заболеваний, собственно патологии, восстановительного лечения и реабилитации.

- изучение особенностей деятельности психологов в сфере здравоохранения (диагностика, экспертиза, психотерапия, психологическая коррекция, консультирование, и др.);

- разработка, адаптация и изучение эффективности методов психологической диагностики и психологического вмешательства;

- анализ направлений и этапов развития медико-психологических исследований.

Области исследований:

1. История и методология медицинской психологии.

- становление медицинской психологии как самостоятельной области научного знания;

- история развития медицинской психологии и ее отдельных направлений в России и за рубежом;

- теоретико-методологические подходы к пониманию психологической структуры болезни и организации терапевтического процесса;

- развитие методологии научных исследований в медицинской психологии: изучение проблем разграничения нормы и патологии, уровней здоровья, проблем развития и нарушений психики, соотношений биологического и психосоциального, психосоматического и соматопсихического; парадигмы психического здоровья; проблемы психической адаптации и компенсации;

- развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ медико-психологической диагностики и вмешательства;

- психологические особенности профессиональной деятельности медицинского психолога; деонтологические и этические проблемы работы психолога в медицинской психологии.

2. Патопсихология.

- проблема соотношений развития и нарушений психики, проблема нормы и патологии в патопсихологии; роль и соотношение психологических, биологических и социально-средовых факторов в этиологии и патогенезе различных психических расстройств;

- нарушения психических процессов и личности при различных психических расстройствах; генезис и структура патопсихологических синдромов; возрастной аспект патопсихологической семиотики;

- принципы и методы патопсихологического исследования; специфика патопсихологических исследований в разном возрасте и при различных нозологических формах;

- дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического исследования; патопсихологический подход к оценке эффективности лечения, реабилитации и повышения качества жизни больных.

3. Нейропсихология.

- теория и методология нейропсихологических исследований: системная организация и функциональная специализация высших психических функций; мозговые механизмы психической деятельности;

- синдромальный анализ нарушений высших психических функций и топическая диагностика локально-органических поражений мозга; основные нейропсихологические синдромы и симптомы;

- особенности мозговой организации психической деятельности на разных этапах онтогенеза и при различных формах нарушений психического развития;

- принципы и методы нейропсихологической диагностики расстройств высших психических функций, познавательных процессов, эмоциональной сферы личности и поведения;

- нейропсихологические основы, принципы, методы, оценка эффективности восстановительного лечения и реабилитации больных с поражениями мозга различного генеза;

- принципы и методы восстановительного обучения и нейропсихологической коррекции развития, динамика нейропсихологических симптомов и синдромов в процессе восстановительного и коррекционно-развивающего обучения;

- роль нейропсихологии индивидуальных различий человека в медицинской психологии;

- междисциплинарные связи нейропсихологии: нейронауки, информатика,

лингвистика.

4. Психосоматика и психология телесности.

- психосоматических подход в медицине; психосоматические и соматопсихические соотношения; современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения; психогении и соматогении;

- влияние психических факторов на возникновение, течение и лечение соматических и психосоматических заболеваний; принципы психологического синдромного анализа в психосоматике;

- влияние соматической болезни на психическую деятельность человека;

- внутренняя картина болезни (ВКБ) и психологическая адаптация личности к хроническому соматическому заболеванию; качество жизни, связанное со здоровьем;

- психологическая диагностика в соматической клинике: нозологическая и возрастная специфика; основные методы медико-психологического исследования в соматической клинике;

- психотерапия и другие формы психологического вмешательства в комплексе лечебных мероприятий при различных соматических заболеваниях; психологическое сопровождение лечебного процесса, отношение больного к лечению;

- психологические проблемы телесности; естественно-научное и этно-культурологическое понимание развития телесности человека;

- генезис, структура и функции психосоматических явлений в процессе онтогенетического развития, а также при различных формах телесной и душевной патологии.

5. Психология нарушений развития