Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества
Научные специальности

19.00.02 - Психофизиология (биологические науки)

Шифр и паспорт специальности

19.00.02 - Психофизиология (биологические науки)

Паспорт

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.02 – «Психофизиология» является физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Области исследований:

1. История и методология психофизиологии:

  • психофизиология как наука о физиологических механизмах психических явлений и состояний. Проблема взаимосвязи между психическим и физиологическим. Законы психогенеза. Методология исследований в психофизиологии, системный подход и синергетика.
  • психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки;
  • ключевые проблемы психологии (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая, психосоциальная) и психофизиология.

2. Методы психофизиологии:

  • организация психофизиологического исследования, его этапы. Специфика психофизиологического исследования. Особенности применения методов смежных наук в психофизиологии Проблема интерпретации физиологических данных в психологических терминах;
  • методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии;
  • связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании;
  • методы многомерного анализа в психофизиологии;
  • психофизические методы в психофизиологии;
  • методы спектрального анализа биоэлектрической активности мозга в психофизиологии;
  • локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с использованием методов дипольного моделирования в психофизиологическом исследовании;
  • методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток;
  • методы совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга;
  • компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента;
  • методы исследования нейронной активности в психофизиологии;
  • косвенные (периферические) методы исследования функций мозга (ЭКГ, ЭМГ, ЭОГ, пневмография и др.);
  • методы воздействия на мозг и организм (биологическая обратная связь, сенсорные, электрические, магнитные воздействия и др.);
  • моделирование психических явлений;
  • системная психофизиология (теория функциональных систем; механизмы системной детерминации активности нейрона и мозга; системогенез.

3. Классификация психических явлений и психофизиология. Физиологическая база основных психических явлений. Локализационизм (атомизм) и структурализм (динамизм). Физиологические основания классификации психических явлений по временному критерию (процессы, состояния, свойства), по психическим сферам. Психическое явление как форма существования индивидуального сознания и его физиологическое основание. Категориальный строй психологии и психофизиология.

4. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов:

  • исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах;
  • «перцептивные пространства» и их использование в психофизиологии для интеграции данных нейрофизиологии и психологии;
  • психофизиология целостного восприятия («гештальт-психофизиология»);
  • механизмы константности восприятия;
  • механизмы взаимодействия перцептивных (сенсорных) систем;
  • механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм (механизмов) в процессах восприятия;
  • механизмы формирования сенсорных и перцептивных (сенсорно-перцептивных) систем в онтогенезе, роль активирующих систем;
  • сенсомоторная интеграция в процессах обнаружения и распознавания.

5. Функциональные состояния человека, эмоции и стресс и адаптация:

  • механизмы регуляции функциональных состояний человека;
  • механизмы ритмической активности мозга;
  • психофизиология сна;
  • психофизиология эмоциональных состояний;
  • механизмы выражения (экспрессии) эмоций;
  • психофизиология стресса;
  • психофизиология функциональных резервов организма;
  • психофизиология адаптации и работоспособности.

6. Когнитивная психофизиология:

  • механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций;
  • механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс;
  • механизмы произвольного внимания;
  • внимание и модулирующие системы мозга;
  • психофизиология памяти;
  • механизмы рабочей памяти;
  • механизмы декларативной и процедурной памяти;
  • нейронные механизмы памяти;
  • механизмы речи, развитие речи;
  • межполушарная асимметрия и речь;
  • мышление и функциональная асимметрия мозга;
  • механизмы интеллектуальных функций;
  • психофизиология нарушений речи и мышления.

7. Системная психофизиология:

  • теория функциональных систем;
  • механизмы системной детерминации активности нейрона;
  • системогенез;
  • стохастические и динамические свойства больших интерактивных систем.

8. Психофизиология развития и обучения:

  • механизмы формирования навыков;
  • психофизиология развития сенсорных и двигательных систем в онтогенезе;
  • психофизиология специализации межполушарных отношений в онтогенгезе;
  • нейронные механизмы пластичности;
  • участие генома в механизмах пластичности;
  • механизмы формирования способностей;
  • связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний;
  • психофизиология процессов развития и старения;
  • психофизиология речевого и интеллектуального развития;
  • психофизиология эмоционального развития;
  • депривация и нейропсихическое развитие;
  • обогащенная среда и нейрогенез;
  • системная психофизиология научения.

9. Физиологические основы осознаваемых и неосозноваемых форм психического отражения:

  • психофизиологические парадигмы исследования сознания;
  • психофизиологические и нейрофизиологические механизмы сознания;
  • сознание и модулирующие системы мозга;
  • осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга;
  • механизмы сознания и установка;
  • психофизиология защитного и овладевающего поведения.

10. Психофизиологические механизмы движения:

  • механизмы инициации движения;
  • механизмы управления движением;
  • механизмы программирования и коррекции движений;
  • механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления;
  • механизмы движений глаз;
  • функции движений глаз в процессах восприятия.

11. Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология):

  • физиологические основы индивидуальных различий;
  • механизмы соотношения общих свойств нервной системы и целостные характеристики индивидуальности;
  • психофизиология темперамента;
  • психофизиология характера;
  • генетические основы индивидуальных различий в психофизиологических свойствах и состояниях;
  • психофизиологические механизмы формирования индивидуальных различий;
  • биохимические основы индивидуальных различий.

12. Психофизиология общения:

  • биологические основы социального (просоциального) поведения (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального поведения (агрессия) человека;
  • психофизиологический статус лидера и подчиненного;
  • механизмы вербальной и невербальной форм коммуникаций;
  • психофизиология агрессии;
  • психофизиология восприятия лица, просодических свойств речи;
  • психофизиология витальных функций: сексуальное поведение, питание, самосохранение, психофизиология инстинктивного поведения.

13. Прикладная психофизиология:

  • эргономическая психофизиология;
  • психофизиология профотбора и профпригодности;
  • психофизиология работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности;
  • психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности;
  • диагностика функциональных состояний;
  • механизмы формирования наркотической зависимости;
  • психофизиология взаимодействия «человек – компьютер»;
  • психофизиологическая диагностика тревожности, стрессоустойчивости и выявление групп риска;
  • психофизиологическая оценка эмоционального воздействия рекламы;
  • психофизиология в системе компьютерного обучения;
  • психофизиологическая коррекция функциональных состояний, биологическая обратная связь;
  • психофизиологическая экспертиза биологически активных соединений.